PDA

Просмотр полной версии : О длительности кадра...


daos
15.01.2012, 09:49
Длительность кадра одно из первых понятий чему учат операторов.
У монтажа есть как плюсы так и минусы. С одной стороны монтажом можно легко управлять временем фильма и темпом, с другой рвется непрерывность фильма, его единость. Именно потому тут не будет однозначного ответа. Тарковский снимал длинющие планы, пытаясь уменьшить вмешательство монтажа в ткань фильма.

Истина, как всегда, где то у вас внутри. Вы имеете художественную, а из нее, режиссерскую, актерскую (аниматорскую, для анимации) операторскую задачи. Решение этих задач и определяет и темп фильма, и длину сцен, и темп анимации, или актерской игры.
С точки зрения оператора кадр длится столько, или почти столько, сколько необходимо для его восприятия. Но тут надо понимать, что в кадре, помимо события, или места, есть еще и, например, настроение.
Скажем с точки зрения восприятия огня как объекта-события, достаточно три секунды даже для старушек. Но вы сидели очарованно смотря минутами на огонь? А теперь вам надо это (заметьте, не событие как таковое,а настроение!) передать это в фильме. И вот этот кадр огня будет длиться уже даже не 10 секунд, а много много больше. Сколько? Это зависит от вашей задачи, от того что вы хотите показать зрителю.

Иногда длительность кадра ограничивают намеренно от необходимой, как бы не давая зрителю рассмотреть кадр, и зритель инстинктивно стремится рассмотреть, что не успел, в следующих кадрах.
Но не стоит этим злоупотреблять, внимание зрителя имеет свойство утомляться.
Зрительское внимание подсекают как рыбу, но если дернуть слишком резко рыба-зритель сорвется.
Если вы проанализируете современные фильмы, то вы можете заметить и быстрый монтаж, и короткие кадры. Но так же обратите внимание когда и как долго.
Обычно это сцены активного действия перемежаемые более размеренными и спокойными.

В свадебных роликах-клипах нередко замедляют кадры и в то же время не дают им длится достаточно долго. Тут преследуется сразу две цели. Замедленный кадр дает возможность заметить трудно уловимые эмоции героев, даже на средних-общих планах, и в то же время кадр недостаточно долог что бы исчерпаться.
Но тут надо понимать особенность восприятия замедленных кадров. То есть для фильма это не реальный ход времени, как бы другое временное пространство (кстати вот решение как показать, например, сон героя).

На длительность кадра так же влияет такая не очевидная вещь как ритм всего фильма(ролика). То есть если идет жесткий монтаж, кадры в капусту, и вдруг возникает длинный кадр. Это прерывание ткани фильма. Иногда вам это может быть необходимо, и вы намеренно делаете такой кадр, а скорее это будет целая сцена, так как такой кадр это переход в иной ритм.
Как и наоборот, спокойные кадры, и вот жизнь героя полетела кувырком, как и кадры, и ритм.

Нынче в фильмах очень много мелькания. Надо ли это вам? Это решать вам. Но не думайте что частая смена кадра сделает фильм интереснее.
Мы адаптируемся быстро, и перестаем вникать в мельтешение на экране, не несущее интересной информации.

jurisviii
15.01.2012, 13:49
Давай, разделим.

Задача оператора снять достаточно длинного кадра, чтобы в нем сдержались начало и конец кадра режиссера. При сьемке одной камерой репортажа о мероприятии (свадьба, автогонки, симфонический концерт итп.) важно отдельно учитывать как изображение так и звук, и реально получается, что камеру останавливает остаточно редко. Если оператор хорошо осведомлен о планах режиссера и имеет квалификацию на это, то он будет старатся использовать возможностей внутрикадрового монтажа чтобы планы любой длины смотрелись достаточно хорошо, тем более, что при такой сьемке часто нет возможностей отснять достаточного количества и разнообразия специальных монтажных планов. А для того, чтобы обеспечить достаточную свободу при монтаже, полезно однотипных эпизод снимать по одному шаблону обеспечивая возможность их смонтировать в любой последователности.

Конечно, снимать по готовому сценарию в некотором смысле проще (если природные или другие стихии позволяет отснять именно тот кадр который задуман).

Режиссер, как всегда, последняя инстанция - он отвечает за все, включая плохо отснятого материала, и должен принимать мер по его спасению. Но иногда случается чудо и материала достаточно и даже почти подходящего. Тогда режиссер должен вспомнить, что есть гении (это не мы) которые делает как хочет, и есть серая толпа, которая подделывает то жа самое что гении но в неподходящих ситуациях. Они называет работу гений правилами, модой итп. и старается придерживатся к этому сколько знания и талант позволяет.

Относительно длины кадра никто не отменил правил Эйзенштейна, но они настолько литераны и далеки от конкретных технических подсказок, что нужно быть самому чуть гениальному, чтобы ими пользоватся. Кроме того, по время Эйзенштейна еще почти не было технических средств для отснятия интересных длинных планов. Поэтому основной акцент делался на технику монтажа, доведя ее почти до совершенства.

Длинные планы в кино стоит дорого, потому ими баловались гении. Помимо Тартовского я не могу не назвать Феллини. Планы длиной порою несколько минут настолько динамичны, что зритель не замечает, что они не монтированы. При появлении наплечных камер класса бетакам и множества операторов на них, появились так же некоторые из них, способные отснять длинных планов совсем дешевым способом, что начало использоватся даже в сериалах.

Другая крайность - идет человек тихо мирно по улицу, показаны пару неспешных планов длиной не менее 5 сек, и вдруг из подворотни - ограбление. Весь эпизод ограбления 3 с половиной секунды, но чтобы показать как действие так и эмоциальное развитие, требуется множество кадров средней длиной 2/3сек.

Конечно, даже такой эпизод можно снять одним общим планом и без монтажа, но без участия гения потеряет 99% информации и не понесут требуемую нагрузку.

Болтать, конечно, можно бесконечно, а правило (для гениальных) одно - каждое решение должно быть обоснованно обшей идеей фильма.

daos
16.01.2012, 12:45
Не надо ничего делить! Надо понимать!

Во первых, я веду речь о конечной длине кадра в готовом фильме, клипе, мультике итд.
Во вторых, внутрикадровый монтаж отдельный разговор и не о нем речь.
При создании фильма, а не колбасы, не идет речи о разнообразии кадров. Нужны не разные кадры, а те, которые максимально решат художественную задачу стоящую перед режиссером.

Еще раз пример.
Мне надо снять горящий костер.

Репортаж пионерский костер.
Для новостей достаточно снять 8 сек чистого кадра костра(помнится когда то читал норматив 8сек, и не менее 5 сек). В конечном репортаже этот кадр однозначно будет не более 3 секунд в итоге. Этого вполне достаточно для восприятия события-вещи (костра).

А вот я снимаю фильм.
Он задумчиво смотрел на костер, танцующие языки пламени его заворажили.
Какова будет длинна кадра костра по сравнению с репортажем?

А что определило большую длину кадра в фильме? Художественная задача! При съемке репортажа мне было необходимо безэмоционально отразить само событие (это особенность жанра), а кадр для фильма потребовал передать настроение. Вот для передачи нужного настроения мне пришлось увеличивать длину кадра.

Репортажное определение длинны кадра простое, пока длится событие, пока поступает новая информация кадр может не заканчиваться.
Понятно теперь почему кадр выступающего оратора длиннее кадра слушающего его человека?
Но одним репортажным определением не исчерпывается многоплановое определение длинны кадра, о чем я и рассказал выше.

Если вы не начнете это понимать, то так и будете нарезать колбасу.

Длинные планы существовали с зарождения кино, монтаж появился позже.
Не технические средства делают кадр или фильм интересным.
Длинные планы возникают не от гениальности или доступности, а от необходимости для решения режиссером художественных задач.
Длинные кадры Тарковского чаще лишены динамики( в том понимании что мы привыкли) и являются практически застывшими, почти фотографиями.
Как раз сейчас, при наличии широчайших технических возможностей для длинных кадров, в фильмах, они(длинные кадры) практически исчезли.
Это дань моде. Темп жизни ускорился, все стало поверхностней.
И тем не менее даже в новых фильмах вы будете стоять перед выбором, сколько длится крупный план человека на кладбище, какова длинна всей сцены, сколько для нее надо и каких кадров.

jurisviii
16.01.2012, 13:09
Как раз сейчас, при наличии широчайших технических возможностей для длинных кадров, в фильмах, они(длинные кадры) практически исчезли. Это дань моде. Темп жизни ускорился, все стало поверхностней
Не совсем, например наша Laila Pakalnina (http://www.imdb.com/name/nm0657084/) регулярно их применяет (и регулярно получает наград).
З.Ы. Когда-то длину кадра ограничила длина пружины...

daos
17.01.2012, 00:27
Если ты взглянешь на артхаус, то наверняка найдешь немало современных псевдо тарковских с планами длящимися минуты, я же говорю о тенденции в современном кино, а не об отдельных случаях.

P.S. Ты еще скажи что длину плана фильма ограничивает заряд аккумуляторов камеры. Давайте не юродствовать, а понимать о чем речь.

jurisviii
17.01.2012, 00:35
Вобще-то мы как всегда утверждаем одно и то же, только разными способами - любая длина любого плана (как и остальные параметры) должны иметь конкретное обоснование ;)