PDA

Просмотр полной версии : Мудрые советы


albert_kes
08.03.2009, 05:41
Мудрость № 1
Общий план в начале сюжета – это твое «Здравствуй» будущему зрителю. Всегда начинай с него свой сюжет, если не хочешь показаться невеждой.

Мудрость № 2
Видеосюжет – это живое повествование, если хочешь прослыть хорошим рассказчиком, соблюдай сюжетную линию и не сбивай темпоритма, ибо хуже тараторящего собеседника может быть только нудный.

Мудрость № 3
Стыковка планов по крупности, как инструкция по управлению самолетом: нарушил последовательность действий и катастрофа неизбежна.

Мудрость № 4
Горизонт в кадре может заваливаться до бесконечности. Разумеется, насколько бесконечна невнимательность оператора.

Мудрость № 5
Все современные камеры оснащены трансфокатором. Поэтому, не стоит лишний раз напоминать зрителю о его наличии. «Езда» в кадре быстро убивает внимание.

Мудрость № 6
Оператору живется легче, нежели Архимеду: при желании он всегда сможет найти точку опоры.

Мудрость № 7
Лишний раз выполненная настройка по-белому в будущем избавит вас от сомнений, каков же истинный цвет глаз у вашей подруги?

Мудрость № 8
Автоматическая резкость - птица пугливая. Одно неосторожное движение, и фокус не удался.

Мудрость № 9
Видеоряд не любит однообразия. Два одинаковых плана по-соседству – бездарный плагиат.

Мудрость № 10
Оператор, слишком доверяющий автоматике, крадет у себя свободу действий!

Мудрость № 11
Свет в конце тоннеля, может, и дает повод для оптимизма, но не в том случае, если он бьет фронтально в объектив камеры.

Мудрость № 12
Операторское мастерство чем-то сродни японской философии. Только японские философы находят смысл жизни в созерцании предмета, а операторы - в хорошем ракурсе.

Мудрость № 13
Цветной дисплей – вещь достаточно коварная. При съемке, глазам оператора он никогда не покажет правду.

velich
08.03.2009, 06:54
Больше таких постов!!!!

albert_kes
12.03.2009, 14:57
1. Каждый монтажер должен обладать немалой долей здорового пофигизма.

2. Разнообразие эффектов - не повод для оптимизма. Лучший эффект - mix. Самый лучший - стык.

3. Закон самосохранения - в монтажке больше трех не собираться.

4. Первый враг - дырки, третий - пыль, второй - глупые журналисты.

5. Лучшее решение - твое. Но попробуй доказать это, не ругаясь.

6. Аппаратура не дуракоустойчива. Не знаешь - не нажимай.

7. Крепче трекинг держи, монтажер!

8. Самое сложное: научить девушек вставлять видеокассету в магнитофон. Их почему-то это так возбуждает...

9. Ребята, давайте жить иногда дружно.

10. Монтажер - тоже человек: имеет право на обед и перекур.

11. Грязь толщиной более 3-х мм осыпается сама... Вместе с работой.

12. Аппаратура очень любит кофе. Одна кружка, при хорошем раскладе, стоит несколько тысяч долларов. Хотите попробовать?

13. Настоящая важная кнопка - красная. Все остальное - блеф.



журнал "625"

KiSeAn
14.03.2009, 09:25
albert_kes ЕщЁ :clapping:

albert_kes
21.03.2009, 16:41
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ РЕЖИССЕРА ИЛИ

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ ТЕЛЕОПЕРАТОРОВ


1. Не спешить с включением камеры, не будучи уверенным в достаточной освещенности объекта и возможности качественного приема звука.

2. Помнить о наличии штатива и выносного микрофона. Съемку с рук и использование встроенного микрофона оправдывает лишь оперативный или иной, обусловленный замыслом, характер съемки.

3. Панорамные кадры обязаны иметь достаточной длины статику в начале и в конце кадра каждого плана.

4. Проходы героев желательно заканчивать их выходом из кадра, что облегчает построение монтажной фразы. Это касается любых движущихся объектов: животных, автомобилей и прочее.

5. Движущийся в кадре человек должен иметь законченные фразы движения, и вообще кадры с движущимися объектами желательно снимать длинными планами.

6. Пластика панорамного кадра обусловлена темпо-ритмом и настроением, как всего фильма, так и конкретного эпизода.

Характер исполнения панорамы, композиционное ее решение, да и само направление панорамного движения определяется не "характером" оператора, а смысловым и пластическим содержанием эпизода.

При съемке занятых какой-либо деятельностью людей, а также природных ландшафтов и задействованных в них животных панорамы не только позволительно, но желательно исполнять с некоторыми "приостановками", что позволяет лучше разглядеть происходящее и сделать некие акценты. В этом случае механическая "оглядка" явно уступит место осмысленному "обзору".

7. При съемке длинных проходов необходимо делать время от времени хотя бы краткосрочные задержки на тех или иных объектах, деталях, лицах людей, попадающих в кадр.

Это обстоятельство дает режиссеру возможность в последующем монтаже прервать в нужном месте затянувшийся проход, а не отказываться вовсе от этого самого кадра из-за непозволительной длины прохода героя или долгого панорамного движения камеры.

8. Телевизионный кадр диктует максимальное использование "первого плана" не только при съемке масштабных, пространственных и панорамных кадров.

Съемка героев в живой "жизненной" среде при наличии "первого плана" создает некий "эффект наблюдения со стороны", впечатление случайно подсмотренного кадра.

9. Ставка на крупные планы! Она оправдана не только спецификой телевизионного экрана, возможностью всмотреться в суть происходящего в кадре, заглянуть в глаза герою. Все это абсолютно верно.

Но плюс ко всему этому съемка на крупных планах нивелирует всегдашнюю искусственность съемочной среды и поведения героев, условность предназначенной для съемок мизансцены. В частности, когда идет синхронный разговор с большим количеством участников.

На общем плане подобные режиссерские и операторские "построения" видны невооруженным глазом, и вся "творческая кухня", как говорится, налицо.

Кроме прочего, режиссеру гораздо легче монтировать синхроны собеседников, когда те сняты по отдельности, а не соседствуют в одном кадре.

В этом случае не возникает проблем ни с их позами, которые могут не совпадать в "стыкующих" кадрах, ни в самой последовательности разговора. Возникает полная свобода для монтажного маневра.

10. "Операторское искусство" при съемке синхронных диалогов.

Как мне кажется, при съемке синхронных эпизодов, когда задействовано 2, 3 и более беседующих людей, совсем не обязательно держать в кадре только "говорящие головы". В том смысле не менее выразительны бывают и руки, и детали быта, и лица собеседников, да и собственное лицо героя, когда он, замолчав, слушает высказывания своих партнеров.

Слушающий человек бывает порой куда более интересен, нежели говорящий. Ну а зритель, таким образом, получает параллельно звуковую и зрительную информацию более объемно, то есть о 2-х героях одновременно.

Для режиссера же наличие таких вот кадров со слушающими друг друга собеседниками дает возможность в монтаже свободно маневрировать их текстами.

А ежесекундные "броски камеры", когда оператор с собачьей проворностью хватает синхроны каждого из вступающих в беседу людей, уже на третьем или четвертом броске начинает вызывать зрительное раздражение.

Подобная демонстрация "мастерства" заставляет думать об его отсутствии.



А в остальном, "прекрасная маркиза"”, все хорошо! Все "очень хорошо"…



А. Погребной,
Кинорежиссер,
Заслуженный деятель искусств,
Лауреат 23 фестивалей

© Центр экстремальной журналистики

jurisviii
21.03.2009, 18:33
вроди как почти правда, но слишком серезно для курилки...

KiSeAn
02.04.2009, 15:48
:good: Супер!
В курилке,это что бы ни хто ни дагадался :)

albert_kes
06.04.2009, 17:14
Юрий РОМАНОВ


Советы дилетанта
камерамэнам (фотографам), камеравумэнам (фотографиням) и прочим
любителям Этого дела

Общие положения
Видеокамера - не баловство, а источник существования. Но если хочешь разорить друга - подари ему видеокамеру. Ему понадобится еще куча вещей: штативы, свет, новые кассеты, и многое-многое другое... Камера - не только источник наслаждения, но и больших неприятностей.

Снимавшие - да поймут...

1. Кнопок на камере ровно в четыре раза больше, чем необходимо и в два раза меньше, чем хотелось бы.

2. Как не все золото, что блестит, так и не все, что цветно и шевелится, имеет право быть снято, а тем более - показано...

3. Снимающий должен знать цель съемки.

а). Для дома, для семьи...

б). Для начальства (Оно должно видеть, что его снимают, хотя это никогда и нигде не будет показано. В этом случае лучше не ставить пленку, чтобы напрасно не тереть головку. Но если пленка все-таки стоит, то необходимо подарить начальству VНS-копию. Это впечатляет (начальство).

в). Для хлеба насущного (снимающего). Очень уважаемая категория съемщиков. Они сделали первый шаг к подлинному профессионализму, но еще не ушли от любительщины... Однако съемка свадеб, деторождений, юбилеев, похорон и т.д. может стать хорошей тренировкой перед съемкой какого-нибудь крупного события, перед съемкой, которая сделает ваше имя знаменитым. Это - как перед исполнением какой-нибудь сложнейшей симфонии даже самые великие музыканты не чураются играть гаммы...

г). Для отечественного эфира ("Останкино", "Вести", прочее НТВ). Никакого хлеба
- одно беспокойство... Как нельзя есть селедку с изюмом, так нельзя смешивать политику;
с журналистикой. Как правило, это - невкусно, что мы и наблюдаем ежедневно на экранах
отечественного ТВ.

д). Для западного эфира (Это уже хлеб с маслом, а если повезет, то и с икоркой).
В том случае, если человек сделал своим куском хлеба съемку для забугорного эфира - снимаю шапку, ибо он - настоящий профессионал. Ошибочное мнение обывателя - иностранцев интересует только "негатив". Конечно, можно случайно снять какую-нибудь
эпохальную помойку и попасть "в струю", заработать какие-то деньги. Но в съемке для
западного эфира главное - честность и точность... Но это уже категории моральные и они не есть предмет нашего рассмотрения.

4. То, что снято (если повезло) - должно быть доставлено в точку покупки. Желательно прямо туда - где платят. Еще более желательно, чтобы окошко приема снятой пленки находилось как можно ближе к окошку с надписью "Касса".

5. Эфир - дело тонкое. И если твой сюжет скоммуниздили (устар.), то ты никогда никому нигде ни за что ничего не докажешь, сколько ни размахивай "исходником". Лучше плюнь и сними новый сюжет...

Все, кто относят себя к категориям А и Б,- могут дальше не читать. В - тоже, они и так все знают. Г - тоже можно было бы воздержатъся, чтобы обид не было. Д - немедленно отвернитесь. Конкуренция - вещь жестокая.

Камера

Камера - эго японский механизм с загадочными функциями и множеством кнопок (см.п.1 "Общего положения").
Если в этот механизм вставляется такая же кассета, как и в ваш домашний видеомагнитофон или плеер, то это - не камера, а средство для утешения для категорий А и Б. Еще можно использовать этот механизм: в качестве пресс-папье, чтобы бумаги от сквозняка не разлетались; как грузило при рыбной ловле; как средство для забивания гвоздей (молоток); и т.д.
"Бетакам" мы здесь также не рассматриваем, так как мы не извращенцы, а честные, следовательно - бедные любители-дилетанты.
Нi8 - "хай восемь" !!! Это - камера, песня, поэма, симфония, маленькое чудо техники, за которым - будущее (ненужное зачеркнуть). По цене - доступна. У кого сейчас за подкладку кошелька не завалилась 1-2 тысячи долларов ( $1000 - $2000 ). Лучше иметь одну "хайку", чем ведро "вэхаэсок", даже "супер".
Итак, мы имеем камеру Нi8 , штатив (обязательно), запасные батарейки, немножко света. За окном рычит БТР, что-то погромыхивает вдалеке и нежно так посвистывают пули знакомых снайперов. Вперед !!!

Съемка

Для начала забудь все, чему тебя учили во ВГИКе и прочих университетах (культуры, марксизма-ленинизма, журналистики и т.д.) Забудь также все то, что ты прочитал в инструкции к камере.
Забудь также все иностранные слова, такие, как "трансфокатор" - он же "Zoom" (но это уж совсем круто), "панорама" и тому подобные вредные слова.
Запомни только одно существительное -"картинка", и два прилагательных -"хорошая" и "плохая". Как можно больше хороших и как можно меньше плохих.
Найди для начала на глобусе или карте точку, куда ты собрался лететь (ехать, передвигаться). Если в этой точке стреляют и ты едешь туда именно по этой причине, то ты имеешь шанс попасть в высший класс - класс стрингеров.
Но если ты едешь туда за свой счет, в надежде на "авось", без аккредитаций , страховки , то ты, прости - не стрингер, а дурак. Еще раз изучи пп.З и 4 "Общего положения", а также далеко нижеследующую главу "Школа выживания", которая начинается так: "Лучше плохая картинка, лучше даже никакой картинки, чем мертвый фотограф (оператор)...". Так говорил фоторедактор Московского бюро Ассошиэйтед Пресс Ли Хенг Шинг. Он знал, что говорил...
Точка определена, аккредитации получены, вроде и страховка в кармане. Правда, при взгляде на сумму, в которую Родина оценила твою единственную жизнь, хочется и плакать и смеяться. Суммы страховки хватит только на гвозди, которыми, если что случится, будут приколачивать крышку твоего гроба. Но прочь черные мысли - мы идем на съемку.
Оператор - это тот же фотограф. Только фотографий у него получается штук 50 в секунду. Может быть - 50, а может быть 10 тысяч. Поскольку мы договорились забыть о панорамах и трансфокаторах, остается определить построение кадра.
Вспомним о том, что мы читаем страницу книги или газеты слева направо и сверху вниз. Снимаем по возможности также. Для начала, чтобы не путаться - постараемся держать событие в кадре - в центре кадра. Это правило хорошо как для фотографа, так и для видеооператора. Но фотографу сложнее - он должен в одной картинке показать событие или человека так, чтобы обойтись минимумом слов. Оператору проще - он может вглядеться в событие. И сделать это так, чтобы вместе с ним в событие вгляделся и зритель.
Общий, адресный план, в котором должны быть узнаваемые предметы. Если это митинг в Москве, то на общем плане силуэт Кремля, Красной Площади, чего угодно, что говорило бы о том, что событие происходит именно в Москве, а не в Краснопупинске.
Вторым общим планом может быть толпа на Театральной площади. Хорошо бы помнить - картинок должно хватить на то, чтобы диктор как можно меньше торчал на экране. Тут уместно вглядеться в лики толпы. "Лик" - это, конечно, слишком громко сказано. Много рассказал о настроении и состоянии толпы во время одного из митингов "Трудовой России" длинный крупный план, на котором дебильного вида тетка колотила алюминиевой ложкой по кастрюле, надетой на голову.
Хорошо бы еще оказаться за спиной выступающего на митинге и, имея в кадре его затылок и вскинутую руку, зажавшую кепку с пупочкой, показать общий план толпы на площади.
Потом нужно быстро сбежать с трибуны и показать выступающего крупно, останавливая внимание на характерных его чертах, знакомых любому октябренку. Лысина, бородка, галстук в горошек, жилетка, сильно поношенное пальто, свидетельствующее о скромности наших вождей, как Ленина, так и Анпилова.
Очень раздражает непрерывное блуждание камеры по объекту съемки. Бывает, знаешь, что нельзя, но очень хочется. Тем более что палец чешется нажать на кнопку. Самый лучший способ подавить желание - уступить ему.
Но... В начале и в конце как панорамы, так и наезда (отъезда) зафиксируй как начало, так и конец безумного деяния. Кнопка "пуск" нажата - камера пошла. Начинай отсчет статичного плана: "21,22,23,24,25,26,27" - камера поехала. Наезд, отъезд, панорама - все, что угодно. В конце опять 6-7 секунд неподвижного плана. Таким образом и волки сыты - и овцы целы.
Есть режиссеры, которым нравится движущаяся камера - исполать им - есть движение. Для тех, кому нравится статика - у тебя и она есть.
Монтажер, а это третий (первый, естественно, ты - оператор) после режиссера человек из тех, кто может сделать как из дерьма - конфетку, так и наоборот. Но это только в том случае, если у него в запасе есть несколько статичных планов.
Оператор CNN Майк Джонсон говорит: " В идеале, на каждом событии должны работать 5 камер, но жизнь далека от идеала, и одному оператору приходится работать за пятерых, показывая событие или предмет с пяти разных точек.
Т ы снимаешь беседующих людей. Казалось бы - ничего особенного - стоят и разговаривают два человека. А если это Саддам Хусейн с Биллом Клинтоном? И ты на пороге сенсации. Понятно, что у любого оператора затрясутся руки.
У любого - но не у тебя. У тебя достаточно устойчивый штатив. И ты профессионально показываешь собеседников вдвоем общим планом, чтобы было видно обстановку Овального кабинета в Белом Доме, потом быстро - средний план. В кадре - две говорящие головы. Потом - крупно Хусейна, по возможности в тот момент, когда он говорит: "Как дальше жить будем, друг Билл?" Сразу за этим планом - крупно Билл. Отвечает, глядя немного в сторону: "Нет, Садик! Жить будем мы, а тебе пора заказывать место на кладбище!!" Дальше - дрожащие руки Хусейна, нервно теребящие аксельбанты на мундире. Драматический план восточных глаз, на которые наворачиваются слезы и тяжело стекают по небритой щеке. Решительно сжатые скулы Клинтона, на лице которого нет привычной улыбки. Снова средний план. Разговор заканчивается. Опустив плечи, Саддам выходит из кабинета. Закрывается дверь. Камера возвращается к лицу Клинтона, на котором уже написано торжество. Дипломатическая победа одержана. В камере - крупно - звезды и полосы американского флага.
Беседа в кадре может бытъ между Жириновским с Ельциным и даже соседа с соседкой. Для тренировки лучше поснимать их, если они в этот момент не ссорятся. Иначе можно запросто получишь по камере сковородкой.
Операторы-профессионалы, работая с тяжелыми "Бетакамами", таскают с собой еще и штатив, и стремянку, и свет. А чтобы был хороший звук - к его услугам еще и звукооператор с мохнатым микрофоном. В твоем случае - все сам. Сам себе режиссер, и продюсер, и звукооператор, и, самое главное - оператор.
Еще правило.
Беззвучная картинка вообще не имеет право на существование. Интершум - свист пуль, чириканье воробьев, выкрики безграмотных лозунгов толпы на митинге, шум мотора БТРа, разрывы снарядов и мин - весь этот и другой звуковой фон твоего сюжета образует "интершум".
Но если ты решил взять интервью, то лучше бы этот интершум был потише. В этом случае тебе понадобится выносной микрофон. Если он будет мягкий или лохматый - еще лучше. Ветрозащита снизит уровень шума во время интервью.
Впрочем, практика - лучшая школа. И после двух-трех неудач дело пойдет. Главное - не вешать носа.

Школа выживания

Эта глава предназначена только мужчинам.
"У войны не женское лицо..." - сказал поэт и был прав на сто процентов. И пусть проклянут тебя все вумэны и фотографини на свете и даже уважать перестанут, но женщинам на войне делать нечего.
Конечно, красиво, когда генерал-полковник подает даме руку, усаживает ее под броню, и они едут в полной безопасности, окруженные охраной...
Но когда безусый "рыцарь" сажает даму с камерой под броню, а сам остается сверху, а в воздухе от пуль и осколков тесно... Скученная жизнь в казарме, в палатке накладывает на психику отпечаток, а когда тебе 19-20, когда бурлит кровь, а женщину ты видел месяцы и годы назад, в какой-то прошлой жизни? Даже отправление естественных надобностей становится проблемой...
Съемка в "горячей точке" имеет свои резко отличительные особенности.
Для начала нужно перед поездкой подготовить камеру. Прежде всего, она не должна быть новой, только что из магазина. В крайнем случае, она не должна таковой выглядеть. Очень помогает изолента и скотч, которыми вдоль и поперек обклеивается камера. После этой несложной операции камера выглядит так, словно она работает только благодаря этой изоленте. Совершенно необходимо заклеить светоиндикаторы съемки. Лучше, если не будет видно, что идет съемка.
На линии фронта люди нервные и у большинства весьма своеобразные понятия о свободе печати и праве журналиста на информацию. И уж у абсолютного большинства в руках автоматы, пистолеты, пулеметы, которые дают их владельцу иллюзию вседозволенности... И может получиться так, что раньше, чем владелец автомата осознает всю неправильность своего поступка, его палец уже нажмет на курок. Потом, конечно, он осознает, но тебе-то от этого, увы, не легче. Хорошо, если промахнется...
Начинаем. Впрочем - стоп! При прибытии на позицию камеру нужно вынимать из кофра только после того, как прошло знакомство с самым старшим по званию на этой конкретной точке, предъявление "верительных" грамот: удостоверений, аккредитаций, и получено "добро".
Если такового не получено, нужно сделать вид, что не очень и хотелось, что, несмотря на запрещение снимать, ты испытываешь именно к данным действующим лицам (солдатам, офицерам, боевикам - ненужное зачеркнуть) самые теплые, самые нежные чувства.
Хорошо также иметь при себе запас свежих газет, сигарет, бутылочку водки. Это патриотично и воспринимается благосклонно.
После того, как обстановка разрядится, можно доставать камеру. Этот момент определяется каждым оператором или фотографом индивидуально и отделяется от момента прибытия пятью минутами или несколькими часами. Это уже зависит от ситуации и умения журналиста ладить с людьми.
Вообще, вопрос возлияний в боевой обстановке заслуживает отдельного рассмотрения. К возлияющим собеседникам следует относиться терпимо, - к возлияющим коллегам - резко отрицательно.
Старайся, чтобы человек подверженный не попал случайно к тебе в напарники. Если это несчастье произошло, время пребывания на "передке" сократи до минимума.
Запомни, что если ты мягко откажешься выпить с гостеприимными хозяевами, сославшись на любую причину; даже на собственное нездоровье, окружающие это всегда поймут и уважения к тебе не убавится, но если ты заглядываешь в глаза, ожидая, когда начнут наливать, ты сильно осложнишь (может быть, сократишь) себе жизнь.
Лучше наливай сам, но не пей.
Вопрос взаимоотношений пьяного офицера с трезвым солдатом - на совести этого офицера.
Когда в боевых порядках шатается пьяный журналист, дыша перегаром на солдат, которым, кстати, тоже хочется, вызывает у окружающих, смесь отвращения с завистью... Ничего положительного. В этом вопросе сколько людей - столько и мнений. Мнение многих, (слишком многих) поклонников "зеленого змия" узнать уже не придется...
Камера в работе, о тебе все забыли и занимаются своими делами. Солдат в окопе слишком озабочен тем, чтобы самому не попасть под пулю, чтобы обращать внимание еще и на тебя, поэтому спустя достаточно короткое время у тебя появляется возможность работать относительно спокойно.
Желательно соблюдать все тот же принцип - съемки "с пяти точек". Но "пятая точка" находится за бруствером. В том случае, если этот бруствер находится достаточно далеко от линии соприкосновения с противником, то можно рискнуть зайти за него, чтобы снять фронтальный план. Но тут следует иметь в виду наличие у противника незнакомых снайперов, поэтому лучше этого не делать.
Общий план, средний, несколько крупных планов. Руки, сжимающие оружие, глаза, напряженно вглядывающиеся в пространство...
Следует иметь в виду, что вероятность сделать хорошую "картинку" непосредственно на передовой под обстрелом практически равна нулю, если ты, конечно, не член клуба самоубийц. В большинстве случаев гениальные съемки получаются случайно.
Случайно ты оказался на этом месте, случайно в этот момент у тебя работала камера, случайно именно на это место прилетел снаряд (пуля, мина, авиабомба), случайно после остался жив.
У войны тысяча лиц и, чтобы показать весь многообразный ужас их выражений, совсем необязательно быть на передовой.
Но тебя все-таки занесло на передовую. Тебя предупреждали!
Имей в виду главное.
Поле твоего зрения ограничивается рамкой видоискателя камеры, поэтому хорошо бы иметь смелого и осторожного напарника, у которого в моменты твоей съемки голова крутится на 360 градусов и который ведет все переговоры и отвечает на все вопросы, которые некстати возникают у окружающих.
Из них самый распространенный: "Кого вы представляете?" И это не праздный вопрос. У всех есть симпатии и антипатии. И сказать, что ты представляешь орган печати или программу ТВ, которые здесь не пользуются популярностью, значит обречь себя на неприятности, вплоть до ареста...
Хотя здесь не видят телевидения и газеты приходят в окопы недельной, а то и больше давности, если приходят вообще.
Учти, что человек с камерой - отличная мишень. Время от времени он вынужден замирать неподвижно. Он сильно отличается от окружающих его офицеров и солдат гражданской одеждой. Как правило, в "горячих точках" обе воюющие стороны понимают всю гнусность своего дела, но делают его, повинуясь приказу, чувству мести, политической конъюнктуре...
Люди на войне, а в абсолютном большинстве это - мальчишки, либо молодые люди до 30 лет, переступили роковой порог, до которого жизнь каждого человека - величайшая в мире ценность. Они заглянули в лицо смерти, убили в первый раз, ужаснулись, но пережили этот стресс, остались безнаказанными... и стали убийцами. Переход от юности к взрослению прошел под знаком крови.
То обстоятельство, что ты находишься в окружении убийц, как вольных, так и невольных, необходимо учитывать всегда и не забывать о нем ни на минуту.
Поэтому в зоне боевых действий с наступлением темноты нужно быть на "базе". Что станет твоей "базой" на ближайшую ночь - номер в гостинице, штаб, госпитальная палатка, окоп, - зависит от обстоятельств и твоего везения.
Что бы это ни было - передвижение по расположению военных без сопровождающих, которых знают в лицо, которые знают пароли - самое жесткое табу.
По расположению войск штатских журналистов сопровождают, как правило, заместители командира по личному составу - бывшие замполиты, а еще раньше - политруки.
На передовой у каждого появляется целый эскорт сопровождающих.
И если тебе так хочется подкинуть адреналинчика в кровь - прежде всего подумай о своих сопровождающих. Подумай о том, что ты будешь чувствовать, если охраняющего тебя мальчишку убьют... Но ты все-таки пошел!

Иди и помни:

1. Не наступай на землю в незнакомом месте в городе. " По газонам не ходить!". Там может быть мина. Лучше иди по асфальту, внимательно глядя под ноги.

2. Не заходи в дом, если там нет людей. Там за любой дверью может поджидать граната на растяжке.

3. Если твой путь лежит по неасфальтированной земле, старайся идти по колее, оставленной танком или другой тяжелой машиной. При этом следи за тем, чтобы колея не была повреждена, а потом присыпана землей.

4. Бойся снайперов. Прицельная дальность полета пули из винтовки СВД - 1 километр. Если есть подозрение, что участок простреливается снайпером, двигайся быстро, но неравномерно, по возможности по синусоиде. Делай резкие рывки.

5. Снимая из дома, находись в глубине комнаты, не старайся подходить близко к окну или балконной двери. Осколок или пуля не знают, что ты всего лишь оператор или фотограф.

6. Смелость - отличное качество, если она не граничит с глупостью и безрассудством. Тебе важно не только снять сюжет, но и привезти его в "контору". Не рискуй напрасно и не заставляй других из-за тебя рисковать жизнью. Везде, где это необходимо, передвигайся под броней, но только в том случае, если твое пребывание под ней не заставляет других подставлять голову под пули.

7. Никогда, ни при каких условиях в зоне боевых действий не вооружайся. Не бери в руки оружия даже в шутку. У тебя другая профессия - ты должен быть НАД схваткой. Но если ты находишься на одной из сторон с оружием в руках - оставь камеру. Иди, воюй! Армия получит одного плохого бойца - миллионы потеряют журналиста. Оружие и камера - несовместимы.

Помни, что камера - твое оружие. И, пожалуй, помощнее того, чем обладает армия. Именно поэтому на последней, (дай Бог, чтобы она была "последней"), а вернее, очередной, (Чеченской) войне к журналистам приковано такое пристальное внимание. Их иногда пытаются, по привычке, куда-то не пускать под предлогом невозможности обеспечить безопасность. Неуклюже, грубо, как-то по-детски врут, не уважая ни себя, ни собеседника.
Но, что отрадно, в российской армии относительно независимая пресса отвоевала себе немножко места под солнцем.
Иногда пресс-службы все-таки вспоминают, что они призваны и созданы для того, чтобы обслуживать прессу и ТВ, а не наоборот.
Умение работать, добывая информацию, взаимодействовать с чиновниками из пресс-служб и высокими, как им кажется, начальниками - это один из самых серьезнейших разделов "школы выживания".
Если ты не умеешь расположить к себе лопающегося от собственной значимости начальника, если не можешь достать (выпросить или угнать) машину для поездки по делам, если...
Да можно вспомнить тысячу "если", когда ты, проклиная судьбу, тащишься по ночной грязной дороге после "перегона", нагруженный камерой, кассетами, батареями и черт-те чем еще, а пресс-служба не соизволила послать за тобой машину. А через пять минут твой сюжет то ли пройдет, то ли его испортят в эфире. А к эфиру ты и не успеваешь...
Грош тебе цена в базарный день, если ты не смог заставить мелкого чиновника уважать себя и свой труд - за которым миллионы твоих зрителей и слушателей. Не выживешь...

Все вышеизложенное - опыт работы в условиях российской армии. Армии, отряды, войсковые соединения других стран СНГ имеют свои особенности.
И, прежде чем начать работу, постарайся уловить их, пойми людей, окружающих тебя. Вспомни классиков. "Не верь, не бойся, не проси!" и "Будь проще, и народ потянется к тебе..." Успехов тебе, конкурент!!!

декабрь 1994 года - апрель 1995 года
Чечня
Р.8. Прошу прощения за некоторое занудство! Годы, наверное....
Ваш Ю.Р.

SeVa_39
07.04.2009, 20:34
albert_kes , последний пост, нигде не читал, Огромное Спасибо!
Особенно понравилось:
1)п.3 в первой части, это просто гениально!
2)Съемка, причем всё!
3) Иди и помни, после п.7, первый абзац

Понимаю, что это выдержки из книг, как эта (Юрий РОМАНОВ), но все равно огромное Спасибо!
P.S. Раз уж курилка, то думаю, что можно оставить отзыв.

albert_kes
03.07.2009, 17:42
10 советов телеоператору при съемке новостей


Новости - это особый жанр на телевидении.
Я бы сказал халявный жанр, в котором оператору можно расслабиться и не обращать внимания на композицию или на баланс, а просто водить камерой…
Но не все так просто. Композицию и неправильный баланс вам простят, если только в кадре будет что то вроде убийства Кенеди или крушение самолета. То есть то, что предсказать не возможно. А вот, если вы некрасиво снимите, а еще хуже если вообще не снимете, перерезание ленточки на открытии очередного мероприятия, ждите тумаков.

Эта статья возможно поможет избежать операторских проколов при съемки новостного сюжета.


1. Перед выездом на съемку проверь наличие и исправность всего, за что ты отвечаешь.
Аккумуляторы должны быть заряжены, микрофоны со свежими батарейками, накамерный свет работает.
Не мешает еще задать вопрос автору сюжета (корреспонденту) про наличие кассеты.


2. Пока едем до места съемки, стоит обсудить тему сюжета с автором. Тогда вам будет понятно, про что кино. И вы не станете снимать ненужные голевые моменты футбольного матча в сюжете про нелегкую жизнь матери-одиночки, которая работает уборщицей на стадионе.
Кстати, от офиса до места съемки камера добирается на коленях оператора, а не в багажнике или на заднем сиденье… Я лично только так ее и вожу. Иногда и по дороге встречается что то интересное, да и целее будет.


3. Действия оператора во время съемки новостного сюжета напоминают работу робота, который выучил пару-тройку движений и повторяет их с определенной частотой.
Очень часто новостникам приходится снимать разного рода заседания.
Здесь все просто. Заходим в самый дальний угол зала, снимаем несколько планов, включая самый общий, средний и самый крупный. Потом переходим в середину зала и снимаем еще несколько планов. Потом, сбоку, у сцены, со сцены и так далее… Важно при этом не нарушить ось съемки. То есть, если вы начали снимать с правого угла, то не заходите в левую сторону зала. Нужно помнить, что выступающие во всех ваших кадрах должны смотреть, допустим, справа налево, а зрители устремляют взгляд, относительно кадру, слева направо.
Объясняю почему.
Представим, что это не заседание, а поле боя.
Мы снимаем Чапаева с шашкой, на коне, который рвется в бой со врагами, а в кадре он скачет из правого угла кадра в левый. Тут склейка. Оператор перешел на новое место. И снимает с другой стороны, как враги идут навстречу нашему герою. Но поменяв место съемки, оператор перешел ось. В жизни враги прут на встречу Чапаеву, а на картинке мы снова видим, как отряд мчится справа налево. При склейке таких планов вместе получается, что Чапаев от них убегает. Это уже совсем меняет драматургию сюжета. А в случае с нашим заседанием такие планы будут просто нелепыми. Получится, что зрители смотрят в затылок выступающему.
В общем, делим зал на две половины и работаем только в одной. На схеме фиолетовыми стрелками обозначены возможные ракурсы съемки, а красными места, откуда лучше не снимать. Можете посмотреть на эту схему через зеркало, смысл останется тот же:

http://s55.radikal.ru/i150/0907/93/1e6e82b3037c.jpg (http://www.radikal.ru)

( С этим можно поспорить. Бывают залы где не возможно охватить всех присутствующих только с одной стороны. Просто, при монтаже, переходить с одной стороны зала на другую можно через прямые планы. ИМХО Прим. Albert_kes)


4. Иногда новостному оператору приходится снимать там, где запрещают.
К примеру, проходная завода, на котором рабочие устроили голодовку, а охрана пытается не пустить вас на территорию.
Кстати, охрана имеет полное право вас не пускать на территорию, но снимать то, как она вас не пускает запрещать не может. В итоге у вас отличные кадры с бегущим на встречу охранником, закрывающим ладонью объектив вашей камеры.
И не растраивайтесь, что так и не удалось снять голодающих рабочих. Кадры с охранником колоритнее будут смотреться в новостях.
И помните, что все снятое вами - ваша собственность и никто не в праве завладеть ею без вашего согласия. Я про то, что кассету отдавать охранникам не стоит. В крайнем случае вызывайте милицию.


5. Знакомьтесь и даже дружите с операторами с других телекомпаний. Кроме того, что можно попросить аккумулятор на пару минут, еще можно не потеряться при поиске нового места работы.


6. Баланс.
Все мы обжигались на той самой белой бумажке. Сейчас я не парюсь с балансом. Времени на его установку постоянно не хватает, но спасают пресеты. А когда “хоровод”, ну в смысле, когда большой дядька гуляет со свитой из помещения на улицу, а потом обратно, и так раз пятнадцать - то ставлю автомат. Ни разу не было косяков.


7. Снимам нарезку.
В смысле, тупо набираем картинку для сюжета.
Это обычно статичные планы общий, средний, крупный, плюс пару панорам. Старайтесь не снимать “пустых” планов - без движения внутри кадра. Если это общий план зала, то посторайтесь поймать момент, когда с задних рядов передают записку выступающему. Если это, внимательно слушающий, зритель, дождитесь когда он снимет или оденет очки, или начнет хлопать. Если это документы на столе, то лучше было бы, чтобы их туда положили или наоборот убрали из кадра.
Наше зрение быстрее реагирует на любое движение, чем на статику. Это происходит на рефлекторном уровне. От движения мы ждем опасности, какого-то изменения обстановки и так далее.
То есть от лягушек, которые видят только движущиеся предметы вокруг себя и прыгают специально, чтобы разглядеть окружающий мир, мы в этом плане не сильно эволюционировали.
Поэтому любое движение в кадре заинтересует зрителя больше, чем статичная картинка.


8. Старайтесь снимать не только то, что вам показывают.
Скажем, сюжет о концерте некой музыкальной группы. Безусловно, “настрич” картинку в зале необходимо. Но и попытаться пробраться за кулисы тоже не мешает.
Здесь нужно помнить о том, что телезритель ждет от сюжета чего-то новенького, чего-то необычного, того, что он не может увидеть, купив билет на тот самый концерт.


9. Снимаем эпизод с разной крупностью.
Вроде бы все просто поставил камеру, снял общий план, потом крупный.
Но при таком раскладе склеить это будет практически не возможно. Смотреться это будет не красиво.
Для этого после съемки общего плана не поленитесь и сделайте несколько шагов в сторону, чтобы поменять угол зрения и только тогда снимайте крупнее.
Но тут есть еще одна особенность. На общем плане в кадре могут быть видны какие-то яркие предметы. Ну допустим, окно. А на крупном плане человек уже будет стоять на фоне стены. В итоге создается впечатление, что все действие перенесено совсем в другое помещение.
Что бы этого не произошло желательно в крупный план включить фрагмент окна, или того, что подтвердит, что действие происходит все в том же месте…
Или другой пример. Нужно снять общающихся друг с другом людей. Допустим они стоят в углу двора, который состоит с одной стороны из кирпичной стены, а с другой вся стена заросла зеленым плющем.

http://s44.radikal.ru/i106/0907/59/ed65e134c055.jpg (http://www.radikal.ru)

На общем плане смотрится очень даже не плохо, а вот с крупными могут быть проблемы. Один собеседник окажется на фоне кирпичной стены, а второй на фоне зеленых зарослей. Если смонтировать два этих кадра вместе, то зритель может не понять, что действие происходит в одном месте.

http://i048.radikal.ru/0907/11/055252b01edf.jpg (http://www.radikal.ru) http://i041.radikal.ru/0907/dc/2780088592e4.jpg (http://www.radikal.ru)

Ну как это, один задает вопросы весь в зелени, а второй отвечает уже совсем в другом месте, в каком-то городском пейзаже…
Впечатление будто бы все снималось в разных местах. Что бы этого избежать нужно на крупных планах захватывать небольшой элемент от второго крупного плана.

http://s61.radikal.ru/i171/0907/31/91d86f4a8fe5.jpg (http://www.radikal.ru) http://s57.radikal.ru/i155/0907/7a/fd5f8eb50ef3.jpg (http://www.radikal.ru)

Кроме того не помешают и планы из-за плеча собеседника.

http://s48.radikal.ru/i120/0907/90/144460c8ad43.jpg (http://www.radikal.ru)

Главное, увлекшись фоном, не забыть о нарушении оси съемки, балансе, да и вообще камеру включить


10. Я начал эту статью с примера про не снятую оператором красную ленту в момент ее перерезания на открытии какого-то мероприятия.
Так вот, и это не беда.
Помните, что у вас в руках великое изобретение человечества для обмана того самого человечества. Осталось только немножко включить мозги.
И так. Если вы не успели снять ту самую ленту, просто берем ее маленький кусочек, они всегда остаются висеть, когда толпа ринется дальше за “шишками”. Выпрашиваем у организаторов ножницы и снимаем крупный план момента перерезания. Потом это прекрасно смонтируется и никто даже не заметит, что ленту режут уже позже...:BeBe:


имя автора не нашёл

jurisviii
03.07.2009, 18:13
все как-то очень серезно для перекура...

albert_kes
03.07.2009, 19:16
Курить надо с пользой :)

Timka
18.03.2010, 17:35
Лучше иметь одну "хайку", чем ведро "вэхаэсок", даже "супер".
И чем же это "хайка" лучше Эс-ВэХаЭс-ки?
Вопрос некрофильский, но истина дороже :)