BIGNik
29.03.2009, 13:34
Много разговоров было по этому поводу, кто-то предлагал так, другой – эдак, третий предлагал свой способ. И все считали свой способ правильным и проверенным тестами, а другой – неправильным. И никто не мог предположить, что и его, и способы оппонентов могут быть все правильными, НО! - для разных задач, для показа на различных телевизорах и мониторах!
В этом посте я попытался объединить наиболее распространённые способы скалирования и в первую очередь рассказать, откуда они взялись, какой из них должен применятся в том или ином случае и почему. Дело всё в том, что
для сохранения правильной геометрии изображения скалирование HDV (1440x1080) -> SD (720x576)
должно идти РАЗНЫМИ методами/способами/алгоритмами - в зависимости от типа телевизора (ЭЛТ/CRT, ЖК/LCD и т.д.), на котором будет идти показ готового продукта.
Почему? У различных устройств просмотра разный реальный DAR (display aspect ratio) – отношение ширины изображения к высоте изображения и PAR (pixel aspect ratio), обозначающий «вытянутость» пикселя по горизонтали.
Многие знают, что есть два различных набора (<А> и <B>) pixel aspect ratio (PAR):
A. PAR=1,0926 для PAL DV (разрешение экрана в кв.пикелях 787х576), DAR=1,3658
и PAR=1,4568 для PAL DV Widescreen (разрешение экрана в кв.пикелях 1049х576), DAR=1,821 (1049/576)
B. PAR=1,0667 для PAL DV (разрешение экрана в кв.пикелях 768х576) DAR=1,3333
и 1,4222 для PAL DV Widescreen (разрешение экрана в кв.пикелях 1024х576) DAR=1,7778 (1024/576)
(для лучшего понимания, откуда берутся все эти цифры и как они рассчитываются, то вот здесь (http://bignik.nm.ru/aspect_ratio_table.zip) лежит табличный файл MS Exel, в нём есть почти всё формулы расчёта, вставайте на ячейку с нужным значением и смотрите, как оно рассчитывается, некоторые числа и формулы я буду использовать в этом посте, поэтому, если интересно, что откуда взялось – качайте, смотрите, разбирайтесь)
Первым набором – PAR<A> пользуется Вегас, это число - 1,0926 = 59/54 является фактическим PAR пикселя DV камеры и пикселя на экране ЭЛТ-телевизора, это стандартизированное значение и поэтому Вегасовское представление экрана в квадратных пикселях более корректно и геометрически правильно, именно с такими пропорциями экрана мы и увидим наше видео на ЭЛТ/CRT-телевизоре.
То есть, если мы поместим на таймлайн Вегаса (проект PAL DV Ws) рисунок размером 1049x576 кв.пикселей с изображением квадрата и закодируем его в видео PAL DV 720x576 Widescreen (PAR=1,4568), мы на экране ЭЛТ/CRT-телевизора в дальнейшем увидим правильный квадрат (а не сплющенный или растянутый).
Вторым набором - PAR<B> пользуются почти все пакеты программ таких известных фирм как Adobe, Canopus, Ulead (Corel), Pinnacle (AVID) и т.д. Эти числа получены из значений 4:3 (16:9), из значений, которыми характеризуются DAR различных устройств вывода (телевизоры, мониторы и т.п.). Эти значения более правильны математически и именно этим набором PAR (и соответственно DAR) пользуются все компьютерные программы/плееры видео – CyberLink Power DVD, LideoLAN и т.д. и т.п.
То есть, если рисунок размером 1024x576 кв.пикселей с изображением квадрата мы закодируем в Adobe Premiere в видео PAL DV 720x576 Ws (PAR 1,4222), то уже на экране компьютерного монитора (в том же CyberLink PowerDVD) мы увидим правильный квадрат (а не сплющенный или растянутый).
Возникает вопрос – а что, если мы сделаем видео в Sony Vegas PAL DV Widescreen с DAR 1,821 (1049:576), плеер на компьютере его покажет по другому, с другими пропорциями? ДА. Покажет иначе. Что отдаёт Вегас для проигрывания? Видео 720х576 с флагом (один-два байта), говорящем о том, что это видео имеет пропорции Widescreen (16:9). Никаких чисел в проигрыватель не идёт, только флаг! Повторю, плееры пользуются набором PAR<B> и считают, что этот флаг/DAR равен 1,7778 (1024:576).
Поэтому, то, что вы видели в Вегасе на экране превью размером 1049х576, компьютерный плеер вам покажет его как 1024х576, то есть попросту сожмёт его по бокам, сделав людей и ваш кубик более худыми…
И наоборот, то видео, сделанное из фото 1024х576 в Adobe Premiere, будет выглядеть на кинескопном телевизоре приплюснутым сверху, люди будут казаться более толстыми…
Почему только фото меняет пропорции, а как же видео с камеры DV, оно тоже будет по разному выглядеть? Не совсем.
Повторю, видео берётся в том виде, в каком его сняла камера – 720х576 с флагом 4:3 или 16:9. Программы монтажа берут 720х576 и отдают 720х576, с каким PAR они работают и выводят на превью, этого видео не касается, это будет касаться изображений, которые будут пересчитываться с использованием их PAR – фото, картинки, другое видео с отличным PAR – HDV. А вот с каким PAR и DAR будет это видео проигрываться – будет решать тот, кто проигрывает/показывает – комп.плеер, аппаратный DVD-плеер, телевизор или что другое – или с DAR 1,7778, или с 1,821 (касательно Widescreen). Исключение могут составить файлы Canopus DV, но это отдельный разговор, о них не сейчас…
Давно напрашивается вопрос - а при чём здесь указанные ранее различия CRT и LCD телевизоров?!?
Всё очень просто – LCD телевизор при правильном подключении к аппаратному плееру – тот же компьютерный монитор (а устройство вывода – компьютер), картинка на него выводится с использованием набора aspect ratio <B>. Можете посмотреть и проверить сами, если нет такой возможности – поверьте мне на слово (по заданию нашей фирмы наконец-то только что закончил большое тестирование различных 7 LCD/плазма телевизоров и 2 проекторов с разным разрешением, разными DAR и различными способами подключения, но это – отдельная тема, касаться её пока не будем) – с какими пропорциями ваше видео показывается на компьютере тем же PowerDVD, с такими же пропорциями оно будет показываться и на LCD-телевизорах/проекторах при правильном подключении.
А что такое правильное подключение? Ну, в первую очередь, HDMI. При таком подключении на LCD-телевизорах/проекторах всегда видео будет выводится с DAR=1,7778 (касательно Widescreen). По компоненте – не всегда, иногда выводит правильно, иногда вообще непонятные пропорции, не подходящие ни под один набор aspect ratio. Но, повторю, это большая тема, тут её затрагивать не будем, поэтому пока подведу промежуточный итог:
Наше видео PAL с флагом Widescreen (DV, MPEG-2, DVD) будет показано на устройствах просмотра следующим образом:
На кинескопные (CRT/ЭЛТ) телевизоры будет выводится с DAR=1,821 (1049:576) – набор <A>
На LCD/плазма телевизоры, проекторы, компьютерные мониторы (с компьютеров) будет выводится с DAR=1,7778 (1024:576) - набор <B>
То есть (повторюсь в который раз) - на LCD/плазма телевизорах, проекторах, компьютерах люди с нашего видео будут более «худыми» (1024:576), чем мы видели на экране превью Вегаса (1049:576), сожмётся картинка с боков.
Поэтому, перед тем, как скалировать HDV до SD, нам надо сделать выбор – для чего? Где в первую очередь мы будем его смотреть и на какие устройства вывода ориентироваться в первую очередь? Ориентироваться только на доживающие свой век кинескопные телевизоры или на ВСЕ остальные устройства - LCD/плазма телевизоры, проекторы, компьютеры? Причём под «компьютерами» надо подразумевать не только то, что стоит у вас на столе, например, та же Sony Playstation3, умеющая проигрывать не только DVD и Blu-ray диски, но также видео со встроенного жёсткого или с вашего внешнего диска – по сути, тот же компьютер, с возможностью подключения мышки, клавиатуры, выходом в интернет и т.д.
Так каких пропорций нам придерживаться, чтобы наше видео было геометрически правильное при показе - <A> или <B>? Выбор только за вами. Бывают ситуации, когда даже очевидный выбор является неправильным для какой-то конкретной(!) данной(!) ситуации. Я расскажу вам, как правильно скалировать HDV для обоих вариантов.
------- МЕТОД <A> -----------------
Сначала мы рассмотрим метод скалирования для просмотра с правильными геометрическими пропорциями на кинескопном телевизоре с обычного DVD плеера.
Назовём его МЕТОД <A>.
Вегас имеет набор aspect ratio <A>, как мы видим на экране превью Вегаса, с такими пропорциями (DAR) мы и увидим на CRT-телевизоре.
Мы, не искажая пропорции HDV видео, просто отскалируем его до 720х576 Widescreen (1049x576 кв.пикс.) так, чтобы не было чёрных полос по бокам (они никому не нужны). Откуда эти полосы? Из-за разных наборов aspect-ratio <A> и <B>.
HDV видео имеет DAR<A> =1,7778 (1440*1,333/1080), а Вегасовские понятия о DAR 16:9 – 1,821 (1049/576), то есть DAR<B>. Более вытянутый 16:9 в Вегасе (и на кинескопном телевизоре), вот и полосы…
Обрежем немного сверху и снизу, приведя это видео HDV с DAR<A> к видео с DAR<B>.
Создаём проект PAL DV Widescreen (PAR=1,4568)
Помещаем на таймлайн наше HDV видео, щёлкаем мышкой на этом эвенте по иконке <Event Pan/Crop>
В появившемся окне отжимаем (если нажата) иконку <lock aspect ratio>, тем самым разрешаем менять DAR материала
В поле <Position – Hegiht:> вводим 1054,4 (вместо 1080,0)
Получаем - With:1440, Hegiht:1054,4 –> получили нужный DAR=1,821 (1920/1,821=1054,4)
Можно работать с этим материалом, скалировать его дальше при желании (с НАжатой <lock aspect ratio>, что бы не менять DAR) - полос не будет, видео имеет пропорции, которые будут геометрически правильно отображаться на СRT-телевизорах с обычных плееров DVD.
Можно после того, как поменяли значение <Hegiht:> на 1054,4, сохранить эту настройку в пресет для дальнейшего использования - меняем название пресета <(Untitled)> на <HDV -> PAL DV Widescreen (for CRT)> и нажимаем иконку с дискеткой <Save preset>.
Предвидя некоторые возражения по поводу того, что «мы что-то обрезаем, а значит теряется качество, обрезать нельзя!» - отвечу сразу – можно. Это при подобной обрезки SD видео Вегас оставшееся будет нам масштабировать до нужного размера (пересчёт, потеря качества и т.д.), HDV это не касается. Почему? Оно и так масштабируется (downscale) с 1920х1080 до 1049х576 (почти в 2 раза!), нет в принципе разницы – уменьшит нам его Вегас по умолчанию в 1,875 раза или мы уменьшим подобным образом в 1,83 раза, и там, и там всё равно идёт масштабирование, всё рано будет просчитываться через reinterlace…
------- МЕТОД <B> -----------------
Теперь рассмотрим метод скалирования для просмотра с правильными геометрическими пропорциями на LCD-телевизорах, проекторах, компьютерах и прочих «околокомпьютерных» устройствах. Назовём его МЕТОД <B>.
Мы уже знаем, что наше созданное в Вегасе видео PAL DV/DVD при показе на компьютере (LCD-телевизорах, проекторах и т.д.) сжимается с боков, люди становятся более «худыми», чем на превью окне в Вегасе.
Вот, если сказать образно, то насколько оно будет сжато при показе, настолько мы его должны вытянуть по горизонтали в Вегасе.
Вытянем мы его, изменив PAR HDV с 1,3333 на 1,3658. Что мы этим сделаем? Мы скажем Вегасу, что это видео не DAR 1,7778 (как есть на самом деле), а DAR=1,821. При этом значении (PAR=1,3658) наше HDV видео заполнит весь экран превью в Вегасе (без полос) и Вегас будет с ним работать как с видео 16:9. По окончании он отдаст файл 720х576 с флагом Widescreen, который и будет проигрываться проигрывателями на экранах с DAR=1,7778, то есть без искажений.
То есть, мы как взяли HDV видео с пропорциями 1,7778 (1440*1,333/1080), так и показываем его с DAR=1,7778.
Может возникнуть вопрос – «а что, только изменением aspect ratio HDV на PAR=1,3658 мы сделаем так, что картинка заполнит весь экран (видео будет без полос)?». Нет, есть способ гораздо проще – ВЫключить (снять галочку) в свойствах этого эвента <Switches -> Maintain Aspect Ratio>, произойдёт то же самое, Вегас это HDV раздвинет на весь экран. По сути, это два разных способа добиться одного и того же. Поэтому, чтобы скалировать этим методом (для просмотра на LCD-телевизорах, проекторах, компьютерах и прочих «околокомпьютерных» устройствах), необходимо сделать следующее:
Создаём проект PAL DV Widescreen (PAR=1,4568)
Помещаем на таймлайн наше HDV видео
Выбираем в Вегасе инструмент <Selection Edit Tools> (иконку со стрелкой в верхнем toolbox-е под основным меню) и выделяем все HDV-видеоэвенты (звук не захватываем в прямоугольник выделения, выделенными должны стать только видеоэвенты!)
Правой клавишей мыши щёлкаем на любом из выделенных видеоэвентов и в контекстном меню, в разделе <Switches> СНИМАЕМ галочку с пункта <Maintain Aspect Ratio>
Всё, все наши эвенты с HDV будут заполнять весь превью экран Вегаса, без чёрных боковых полос. Повторю, при рендере в DV/MPEG-2 Вегас создаст видеофайл 720х576 с флагом Widescreen, который будет показываться на компьютере (и других устройствах, использующих набор aspect ratio <B>) с таким же DAR, как и у HDV – 1,7778.
------------------------------------
Ну вот, наверное и всё про основные способы скалирования HDV до SD (720х576).
После описания этих методов некоторым стало всё предельно ясно, для некоторых же вопрос «А как всё же лучше – методом <A> или <B>?» остался открытым. Повторю то, что сказал выше – решать только вам. От себя только добавлю кое-что ещё В ЗАЩИТУ и того, и другого способа.
По поводу метода <A> (обрезка с верху и снизу)
Ну про «ничего страшного» по поводу обрезки сверху и снизу вы уже знаете. Но некоторых может не устроить качество скалирования при таких параметрах, некоторых испугает такое «нецелое» число - <Hegiht:1054,4>. Поверьте, в этом числе нет ничего страшного, там идут математические расчёты и не обязательно, чтобы это число было целым и чётным. Но если всё таки не нравится и хочется поставить другое – ставьте, я же писал выше – «Можно работать с этим материалом, скалировать его дальше при желании (с нажатой <lock aspect ratio>, что бы не менять DAR)», вот и нажмите <lock aspect ratio> (что бы случайно не изменить DAR) и меняйте на здоровье это значение. Можете поставить 1040, можете 1000, можете 960. Можете 960 поставить даже в значение With - <With:960>, останется много простора для внутрикадровой компоновки, если при съёмке не получилось и нужный объект не там где надо. Так же это значение подойдёт вам, если вы стабилизировали видео (например, в AE) и хотите кадрировать его, обрезав ненужное. Но не нужно запоминать приведённые мною примерные значения, ищите свои, меняйте, пробуйте, смотрите сами на превью, как с изменением значений меняется качество, как показываются диагональные линии (нет ли лесенки), можете положить на таймлайн файл 1440х1080 с нарисованными тонкими горизонтальными линиями и смотреть, как Вегас показывает их при том или ином значении масштабирования…
А то, что это метод более правильный для кинескопных телевизоров и на LCD-телевизоре или компьютере будет происходить нарушение геометрии – так это скорей всего только математически. На самом деле – почти незаметно, просто люди станут чуть худее, совсем чуть-чуть. Для некоторого видеоматериала это даже хорошо, некоторому материалу это даже полезно. Особенно свадьбам, невеста чуть-чуть стройней будет при просмотре на плазме… ;)
Теперь по поводу метода <B> («растягивание» материала до полного экрана)
После хвалебных слов в защиту метода <A> может показаться, что метод <B> и не нужен. Нужен. У некоторых видеоматериал тесно соседствует с графиками, схемами, картинками, для показа которых на презентациях (а это в первую очередь большие телевизоры LCD) одним из главных условий является соблюдение геометрических пропорций. Да и вообще, соблюдать пропорции по возможности надо, если есть такая возможность. А как же на кинескопном ТВ? На нём это видео будет чуть-чуть вытянуто по горизонтали, щёчки на лицах станут чуть пухлее, совсем чуть-чуть. И если вы волнуетесь, что вытянутое видео хуже, чем в методе <A>, спешу вас успокоить. Во-первых, век кинескопных телевизоров кончается, а DVD-диски (пусть и пересчитанные с HDV) остаются. А во-вторых, если кто-то хочет посчитать это видео неправильным, то тогда пусть считает неправильным 95% всего видео в мире, того видео, которое преобразовано с HDV до SD. Почему? Да потому что, ИМЕННО ТАК преобразуют HDV в SD ВСЕ пакеты, пользующиеся набором aspect ratio <B> - Adobe (Premiere, AE), Pinnacle/AVID и многие-многие другие. Эти все пакеты считают, что Widescreen – это DAR=1,7778 и HDV имеет же такой DAR, поэтому в этих программах HDV будет корректно масштабироваться до SD, без полос, а на выходе – видеофайл 720х576 с флагом 16:9/widescreen.
Можете проверить сами – пересчитайте какой нибудь HDV файл в PAL DV в одном из таких пакетов (например, в Premiere CS3) и сделайте то же самое в Вегасе методом <B>. Положите оба файла на таймлайн и сравните – они будут одинаковыми по пропорциям, если и будут отличаться, то только цветом/качеством, но это уже будет зависеть от кодека. Так что этот метод просто моделирует, как сделали бы эти пакеты, пакеты, пользующие набор aspect ratio <B> и всё…
Чтобы быть до конца объективным, надо сказать, что в версиях CS4 для работы с DV материалом усиленно вводится Вегасовское понятие PAR-1,0926, видимо как раз «ноги и растут» из этой проблемы – проблемы правильного/корректного преобразования HDV в SD, многие форумы просто гудят от «непонятно откуда взявшихся» 2 наборов aspect ratio. Да и файл Canopus DV 720х576 с флагом 16:9 всеми видится именно так, а Вегас его видит как 1024х576 square pixel! Видимо, из-за всей этой неразберихи, Сanopus мог сам попросить ту же Sony видеть его материал с фиксированными пропорциями, а не с плавающим флагом - тут уже мы можем только догадываться и просто наблюдать за всем этим. Но нас, в принципе, это не особо касается, мы, в отличии от других, обладаем информацией и можем делать хоть так, хоть так - Vegas, в отличии от других программ, позволяет редактировать (а не выбирать из списка!) PAR по своему усмотрению - так что мы опять в выигрыше! :dnc:
Ну вот теперь уже точно всё по этой теме. Если вы и сейчас не выбрали для себя способ скалирования HDV, тогда поступите так: сделайте и одним способом, и вторым. И посмотрите, что вам больше нравится, посмотрите там, где вы планируете в основном просматривать своё видео, посмотрите и сделайте выбор.
Если всё равно не решили, то тогда вам остаётся только одно – монтируйте сразу в HDV и просматривайте с предназначенных для этого устройствах. Или сохраняйте своё HDV и ждите, когда Blu-Ray диски подешевеют и «авторьте» сразу их – тут вам выбирать не придётся, HDV – везде HDV, у неё один набор aspect ratio, с ним ВСЕ пакеты (включая Вегас) будут работать одинаково… :)
В этом посте я попытался объединить наиболее распространённые способы скалирования и в первую очередь рассказать, откуда они взялись, какой из них должен применятся в том или ином случае и почему. Дело всё в том, что
для сохранения правильной геометрии изображения скалирование HDV (1440x1080) -> SD (720x576)
должно идти РАЗНЫМИ методами/способами/алгоритмами - в зависимости от типа телевизора (ЭЛТ/CRT, ЖК/LCD и т.д.), на котором будет идти показ готового продукта.
Почему? У различных устройств просмотра разный реальный DAR (display aspect ratio) – отношение ширины изображения к высоте изображения и PAR (pixel aspect ratio), обозначающий «вытянутость» пикселя по горизонтали.
Многие знают, что есть два различных набора (<А> и <B>) pixel aspect ratio (PAR):
A. PAR=1,0926 для PAL DV (разрешение экрана в кв.пикелях 787х576), DAR=1,3658
и PAR=1,4568 для PAL DV Widescreen (разрешение экрана в кв.пикелях 1049х576), DAR=1,821 (1049/576)
B. PAR=1,0667 для PAL DV (разрешение экрана в кв.пикелях 768х576) DAR=1,3333
и 1,4222 для PAL DV Widescreen (разрешение экрана в кв.пикелях 1024х576) DAR=1,7778 (1024/576)
(для лучшего понимания, откуда берутся все эти цифры и как они рассчитываются, то вот здесь (http://bignik.nm.ru/aspect_ratio_table.zip) лежит табличный файл MS Exel, в нём есть почти всё формулы расчёта, вставайте на ячейку с нужным значением и смотрите, как оно рассчитывается, некоторые числа и формулы я буду использовать в этом посте, поэтому, если интересно, что откуда взялось – качайте, смотрите, разбирайтесь)
Первым набором – PAR<A> пользуется Вегас, это число - 1,0926 = 59/54 является фактическим PAR пикселя DV камеры и пикселя на экране ЭЛТ-телевизора, это стандартизированное значение и поэтому Вегасовское представление экрана в квадратных пикселях более корректно и геометрически правильно, именно с такими пропорциями экрана мы и увидим наше видео на ЭЛТ/CRT-телевизоре.
То есть, если мы поместим на таймлайн Вегаса (проект PAL DV Ws) рисунок размером 1049x576 кв.пикселей с изображением квадрата и закодируем его в видео PAL DV 720x576 Widescreen (PAR=1,4568), мы на экране ЭЛТ/CRT-телевизора в дальнейшем увидим правильный квадрат (а не сплющенный или растянутый).
Вторым набором - PAR<B> пользуются почти все пакеты программ таких известных фирм как Adobe, Canopus, Ulead (Corel), Pinnacle (AVID) и т.д. Эти числа получены из значений 4:3 (16:9), из значений, которыми характеризуются DAR различных устройств вывода (телевизоры, мониторы и т.п.). Эти значения более правильны математически и именно этим набором PAR (и соответственно DAR) пользуются все компьютерные программы/плееры видео – CyberLink Power DVD, LideoLAN и т.д. и т.п.
То есть, если рисунок размером 1024x576 кв.пикселей с изображением квадрата мы закодируем в Adobe Premiere в видео PAL DV 720x576 Ws (PAR 1,4222), то уже на экране компьютерного монитора (в том же CyberLink PowerDVD) мы увидим правильный квадрат (а не сплющенный или растянутый).
Возникает вопрос – а что, если мы сделаем видео в Sony Vegas PAL DV Widescreen с DAR 1,821 (1049:576), плеер на компьютере его покажет по другому, с другими пропорциями? ДА. Покажет иначе. Что отдаёт Вегас для проигрывания? Видео 720х576 с флагом (один-два байта), говорящем о том, что это видео имеет пропорции Widescreen (16:9). Никаких чисел в проигрыватель не идёт, только флаг! Повторю, плееры пользуются набором PAR<B> и считают, что этот флаг/DAR равен 1,7778 (1024:576).
Поэтому, то, что вы видели в Вегасе на экране превью размером 1049х576, компьютерный плеер вам покажет его как 1024х576, то есть попросту сожмёт его по бокам, сделав людей и ваш кубик более худыми…
И наоборот, то видео, сделанное из фото 1024х576 в Adobe Premiere, будет выглядеть на кинескопном телевизоре приплюснутым сверху, люди будут казаться более толстыми…
Почему только фото меняет пропорции, а как же видео с камеры DV, оно тоже будет по разному выглядеть? Не совсем.
Повторю, видео берётся в том виде, в каком его сняла камера – 720х576 с флагом 4:3 или 16:9. Программы монтажа берут 720х576 и отдают 720х576, с каким PAR они работают и выводят на превью, этого видео не касается, это будет касаться изображений, которые будут пересчитываться с использованием их PAR – фото, картинки, другое видео с отличным PAR – HDV. А вот с каким PAR и DAR будет это видео проигрываться – будет решать тот, кто проигрывает/показывает – комп.плеер, аппаратный DVD-плеер, телевизор или что другое – или с DAR 1,7778, или с 1,821 (касательно Widescreen). Исключение могут составить файлы Canopus DV, но это отдельный разговор, о них не сейчас…
Давно напрашивается вопрос - а при чём здесь указанные ранее различия CRT и LCD телевизоров?!?
Всё очень просто – LCD телевизор при правильном подключении к аппаратному плееру – тот же компьютерный монитор (а устройство вывода – компьютер), картинка на него выводится с использованием набора aspect ratio <B>. Можете посмотреть и проверить сами, если нет такой возможности – поверьте мне на слово (по заданию нашей фирмы наконец-то только что закончил большое тестирование различных 7 LCD/плазма телевизоров и 2 проекторов с разным разрешением, разными DAR и различными способами подключения, но это – отдельная тема, касаться её пока не будем) – с какими пропорциями ваше видео показывается на компьютере тем же PowerDVD, с такими же пропорциями оно будет показываться и на LCD-телевизорах/проекторах при правильном подключении.
А что такое правильное подключение? Ну, в первую очередь, HDMI. При таком подключении на LCD-телевизорах/проекторах всегда видео будет выводится с DAR=1,7778 (касательно Widescreen). По компоненте – не всегда, иногда выводит правильно, иногда вообще непонятные пропорции, не подходящие ни под один набор aspect ratio. Но, повторю, это большая тема, тут её затрагивать не будем, поэтому пока подведу промежуточный итог:
Наше видео PAL с флагом Widescreen (DV, MPEG-2, DVD) будет показано на устройствах просмотра следующим образом:
На кинескопные (CRT/ЭЛТ) телевизоры будет выводится с DAR=1,821 (1049:576) – набор <A>
На LCD/плазма телевизоры, проекторы, компьютерные мониторы (с компьютеров) будет выводится с DAR=1,7778 (1024:576) - набор <B>
То есть (повторюсь в который раз) - на LCD/плазма телевизорах, проекторах, компьютерах люди с нашего видео будут более «худыми» (1024:576), чем мы видели на экране превью Вегаса (1049:576), сожмётся картинка с боков.
Поэтому, перед тем, как скалировать HDV до SD, нам надо сделать выбор – для чего? Где в первую очередь мы будем его смотреть и на какие устройства вывода ориентироваться в первую очередь? Ориентироваться только на доживающие свой век кинескопные телевизоры или на ВСЕ остальные устройства - LCD/плазма телевизоры, проекторы, компьютеры? Причём под «компьютерами» надо подразумевать не только то, что стоит у вас на столе, например, та же Sony Playstation3, умеющая проигрывать не только DVD и Blu-ray диски, но также видео со встроенного жёсткого или с вашего внешнего диска – по сути, тот же компьютер, с возможностью подключения мышки, клавиатуры, выходом в интернет и т.д.
Так каких пропорций нам придерживаться, чтобы наше видео было геометрически правильное при показе - <A> или <B>? Выбор только за вами. Бывают ситуации, когда даже очевидный выбор является неправильным для какой-то конкретной(!) данной(!) ситуации. Я расскажу вам, как правильно скалировать HDV для обоих вариантов.
------- МЕТОД <A> -----------------
Сначала мы рассмотрим метод скалирования для просмотра с правильными геометрическими пропорциями на кинескопном телевизоре с обычного DVD плеера.
Назовём его МЕТОД <A>.
Вегас имеет набор aspect ratio <A>, как мы видим на экране превью Вегаса, с такими пропорциями (DAR) мы и увидим на CRT-телевизоре.
Мы, не искажая пропорции HDV видео, просто отскалируем его до 720х576 Widescreen (1049x576 кв.пикс.) так, чтобы не было чёрных полос по бокам (они никому не нужны). Откуда эти полосы? Из-за разных наборов aspect-ratio <A> и <B>.
HDV видео имеет DAR<A> =1,7778 (1440*1,333/1080), а Вегасовские понятия о DAR 16:9 – 1,821 (1049/576), то есть DAR<B>. Более вытянутый 16:9 в Вегасе (и на кинескопном телевизоре), вот и полосы…
Обрежем немного сверху и снизу, приведя это видео HDV с DAR<A> к видео с DAR<B>.
Создаём проект PAL DV Widescreen (PAR=1,4568)
Помещаем на таймлайн наше HDV видео, щёлкаем мышкой на этом эвенте по иконке <Event Pan/Crop>
В появившемся окне отжимаем (если нажата) иконку <lock aspect ratio>, тем самым разрешаем менять DAR материала
В поле <Position – Hegiht:> вводим 1054,4 (вместо 1080,0)
Получаем - With:1440, Hegiht:1054,4 –> получили нужный DAR=1,821 (1920/1,821=1054,4)
Можно работать с этим материалом, скалировать его дальше при желании (с НАжатой <lock aspect ratio>, что бы не менять DAR) - полос не будет, видео имеет пропорции, которые будут геометрически правильно отображаться на СRT-телевизорах с обычных плееров DVD.
Можно после того, как поменяли значение <Hegiht:> на 1054,4, сохранить эту настройку в пресет для дальнейшего использования - меняем название пресета <(Untitled)> на <HDV -> PAL DV Widescreen (for CRT)> и нажимаем иконку с дискеткой <Save preset>.
Предвидя некоторые возражения по поводу того, что «мы что-то обрезаем, а значит теряется качество, обрезать нельзя!» - отвечу сразу – можно. Это при подобной обрезки SD видео Вегас оставшееся будет нам масштабировать до нужного размера (пересчёт, потеря качества и т.д.), HDV это не касается. Почему? Оно и так масштабируется (downscale) с 1920х1080 до 1049х576 (почти в 2 раза!), нет в принципе разницы – уменьшит нам его Вегас по умолчанию в 1,875 раза или мы уменьшим подобным образом в 1,83 раза, и там, и там всё равно идёт масштабирование, всё рано будет просчитываться через reinterlace…
------- МЕТОД <B> -----------------
Теперь рассмотрим метод скалирования для просмотра с правильными геометрическими пропорциями на LCD-телевизорах, проекторах, компьютерах и прочих «околокомпьютерных» устройствах. Назовём его МЕТОД <B>.
Мы уже знаем, что наше созданное в Вегасе видео PAL DV/DVD при показе на компьютере (LCD-телевизорах, проекторах и т.д.) сжимается с боков, люди становятся более «худыми», чем на превью окне в Вегасе.
Вот, если сказать образно, то насколько оно будет сжато при показе, настолько мы его должны вытянуть по горизонтали в Вегасе.
Вытянем мы его, изменив PAR HDV с 1,3333 на 1,3658. Что мы этим сделаем? Мы скажем Вегасу, что это видео не DAR 1,7778 (как есть на самом деле), а DAR=1,821. При этом значении (PAR=1,3658) наше HDV видео заполнит весь экран превью в Вегасе (без полос) и Вегас будет с ним работать как с видео 16:9. По окончании он отдаст файл 720х576 с флагом Widescreen, который и будет проигрываться проигрывателями на экранах с DAR=1,7778, то есть без искажений.
То есть, мы как взяли HDV видео с пропорциями 1,7778 (1440*1,333/1080), так и показываем его с DAR=1,7778.
Может возникнуть вопрос – «а что, только изменением aspect ratio HDV на PAR=1,3658 мы сделаем так, что картинка заполнит весь экран (видео будет без полос)?». Нет, есть способ гораздо проще – ВЫключить (снять галочку) в свойствах этого эвента <Switches -> Maintain Aspect Ratio>, произойдёт то же самое, Вегас это HDV раздвинет на весь экран. По сути, это два разных способа добиться одного и того же. Поэтому, чтобы скалировать этим методом (для просмотра на LCD-телевизорах, проекторах, компьютерах и прочих «околокомпьютерных» устройствах), необходимо сделать следующее:
Создаём проект PAL DV Widescreen (PAR=1,4568)
Помещаем на таймлайн наше HDV видео
Выбираем в Вегасе инструмент <Selection Edit Tools> (иконку со стрелкой в верхнем toolbox-е под основным меню) и выделяем все HDV-видеоэвенты (звук не захватываем в прямоугольник выделения, выделенными должны стать только видеоэвенты!)
Правой клавишей мыши щёлкаем на любом из выделенных видеоэвентов и в контекстном меню, в разделе <Switches> СНИМАЕМ галочку с пункта <Maintain Aspect Ratio>
Всё, все наши эвенты с HDV будут заполнять весь превью экран Вегаса, без чёрных боковых полос. Повторю, при рендере в DV/MPEG-2 Вегас создаст видеофайл 720х576 с флагом Widescreen, который будет показываться на компьютере (и других устройствах, использующих набор aspect ratio <B>) с таким же DAR, как и у HDV – 1,7778.
------------------------------------
Ну вот, наверное и всё про основные способы скалирования HDV до SD (720х576).
После описания этих методов некоторым стало всё предельно ясно, для некоторых же вопрос «А как всё же лучше – методом <A> или <B>?» остался открытым. Повторю то, что сказал выше – решать только вам. От себя только добавлю кое-что ещё В ЗАЩИТУ и того, и другого способа.
По поводу метода <A> (обрезка с верху и снизу)
Ну про «ничего страшного» по поводу обрезки сверху и снизу вы уже знаете. Но некоторых может не устроить качество скалирования при таких параметрах, некоторых испугает такое «нецелое» число - <Hegiht:1054,4>. Поверьте, в этом числе нет ничего страшного, там идут математические расчёты и не обязательно, чтобы это число было целым и чётным. Но если всё таки не нравится и хочется поставить другое – ставьте, я же писал выше – «Можно работать с этим материалом, скалировать его дальше при желании (с нажатой <lock aspect ratio>, что бы не менять DAR)», вот и нажмите <lock aspect ratio> (что бы случайно не изменить DAR) и меняйте на здоровье это значение. Можете поставить 1040, можете 1000, можете 960. Можете 960 поставить даже в значение With - <With:960>, останется много простора для внутрикадровой компоновки, если при съёмке не получилось и нужный объект не там где надо. Так же это значение подойдёт вам, если вы стабилизировали видео (например, в AE) и хотите кадрировать его, обрезав ненужное. Но не нужно запоминать приведённые мною примерные значения, ищите свои, меняйте, пробуйте, смотрите сами на превью, как с изменением значений меняется качество, как показываются диагональные линии (нет ли лесенки), можете положить на таймлайн файл 1440х1080 с нарисованными тонкими горизонтальными линиями и смотреть, как Вегас показывает их при том или ином значении масштабирования…
А то, что это метод более правильный для кинескопных телевизоров и на LCD-телевизоре или компьютере будет происходить нарушение геометрии – так это скорей всего только математически. На самом деле – почти незаметно, просто люди станут чуть худее, совсем чуть-чуть. Для некоторого видеоматериала это даже хорошо, некоторому материалу это даже полезно. Особенно свадьбам, невеста чуть-чуть стройней будет при просмотре на плазме… ;)
Теперь по поводу метода <B> («растягивание» материала до полного экрана)
После хвалебных слов в защиту метода <A> может показаться, что метод <B> и не нужен. Нужен. У некоторых видеоматериал тесно соседствует с графиками, схемами, картинками, для показа которых на презентациях (а это в первую очередь большие телевизоры LCD) одним из главных условий является соблюдение геометрических пропорций. Да и вообще, соблюдать пропорции по возможности надо, если есть такая возможность. А как же на кинескопном ТВ? На нём это видео будет чуть-чуть вытянуто по горизонтали, щёчки на лицах станут чуть пухлее, совсем чуть-чуть. И если вы волнуетесь, что вытянутое видео хуже, чем в методе <A>, спешу вас успокоить. Во-первых, век кинескопных телевизоров кончается, а DVD-диски (пусть и пересчитанные с HDV) остаются. А во-вторых, если кто-то хочет посчитать это видео неправильным, то тогда пусть считает неправильным 95% всего видео в мире, того видео, которое преобразовано с HDV до SD. Почему? Да потому что, ИМЕННО ТАК преобразуют HDV в SD ВСЕ пакеты, пользующиеся набором aspect ratio <B> - Adobe (Premiere, AE), Pinnacle/AVID и многие-многие другие. Эти все пакеты считают, что Widescreen – это DAR=1,7778 и HDV имеет же такой DAR, поэтому в этих программах HDV будет корректно масштабироваться до SD, без полос, а на выходе – видеофайл 720х576 с флагом 16:9/widescreen.
Можете проверить сами – пересчитайте какой нибудь HDV файл в PAL DV в одном из таких пакетов (например, в Premiere CS3) и сделайте то же самое в Вегасе методом <B>. Положите оба файла на таймлайн и сравните – они будут одинаковыми по пропорциям, если и будут отличаться, то только цветом/качеством, но это уже будет зависеть от кодека. Так что этот метод просто моделирует, как сделали бы эти пакеты, пакеты, пользующие набор aspect ratio <B> и всё…
Чтобы быть до конца объективным, надо сказать, что в версиях CS4 для работы с DV материалом усиленно вводится Вегасовское понятие PAR-1,0926, видимо как раз «ноги и растут» из этой проблемы – проблемы правильного/корректного преобразования HDV в SD, многие форумы просто гудят от «непонятно откуда взявшихся» 2 наборов aspect ratio. Да и файл Canopus DV 720х576 с флагом 16:9 всеми видится именно так, а Вегас его видит как 1024х576 square pixel! Видимо, из-за всей этой неразберихи, Сanopus мог сам попросить ту же Sony видеть его материал с фиксированными пропорциями, а не с плавающим флагом - тут уже мы можем только догадываться и просто наблюдать за всем этим. Но нас, в принципе, это не особо касается, мы, в отличии от других, обладаем информацией и можем делать хоть так, хоть так - Vegas, в отличии от других программ, позволяет редактировать (а не выбирать из списка!) PAR по своему усмотрению - так что мы опять в выигрыше! :dnc:
Ну вот теперь уже точно всё по этой теме. Если вы и сейчас не выбрали для себя способ скалирования HDV, тогда поступите так: сделайте и одним способом, и вторым. И посмотрите, что вам больше нравится, посмотрите там, где вы планируете в основном просматривать своё видео, посмотрите и сделайте выбор.
Если всё равно не решили, то тогда вам остаётся только одно – монтируйте сразу в HDV и просматривайте с предназначенных для этого устройствах. Или сохраняйте своё HDV и ждите, когда Blu-Ray диски подешевеют и «авторьте» сразу их – тут вам выбирать не придётся, HDV – везде HDV, у неё один набор aspect ratio, с ним ВСЕ пакеты (включая Вегас) будут работать одинаково… :)