Работа с HDV

07 May 2008

Часть II. Откуда берутся эти полосы

editing_hdv_2.gif

“… чтобы понять как работает этот комбайн, надо
изучать историю, начиная с 1917 года
…” © ММЖ

Попробуем избежать развернутого экскурса в историю и остановимся только на основных фактах.
В сети достаточно материала на эту тему, было бы желание разобраться и отделить мух от котлет.

Вспомним некоторые основные понятия

В компьютерной графике пиксели квадратные. В видео – наоборот, пикселы прямоугольные. Иными словами – видео в горизонтальных и вертикальных направлениях отображается по разному.

У квадратного пиксела пропорции (Pixel Aspect Ratio или типовые пропорции – Sample Aspect Ratio [SAR]) равны отношению 1:1.
У прямоугольного пиксела соотношение сторон равно отношению ширины к высоте (W:H), причем значения W и H не равны.

Не путайте пропорцию пиксела с пропорцией устройства отображения информации
(Display Aspect Ratio [DAR]), описывающей форму физически
отображаемого на экране изображения, измеренного линейкой.

Промышленные стандарты для представления (sampling) цифрового видео отвечают требованиям стандарта ITU-R BT.601 (также называемого CCIR-601 или Rec.601), и предполагают горизонтальную частоту дискретизации 13.5 МГц для активной строки из 720 сэмплов.
Пропорция пиксела 625-строчного видео (система PAL) составляет 59:54=1,09259.

Таким образом, стандартное телевизионное изображение DV-PAL (576 строк) с соотношением сторон 4:3 содержит:

768 квадратных пикселей в каждой строке, или

720 прямоугольных пикселей с пропорциями 59:54 в строке (что эквивалентно строке из 720 х 1,09259= 786,6648 квадратных пикселей !)

Отметьте, что захваченная строка из 720 пикселей превышает ширину экрана на 18 пикселей! (по 9 пикселей на сторону…) Пропорции кадра 720×576 явно отличаются от соотношения от 4:3.
Отсюда следует вывод – в кадрах DV содержится визуальное изображение, превышающее по ширине соотношение пропорций телевизионного устройства отображения информации (Display Aspect Ratio [DAR]), равного 4:3 Чтобы должным образом отобразить эти кадры в окне с пропорциями 4:3, кадры должны быть подрезаны на 8 пикселей с каждой стороны.

У TV пропорция отображения (DAR) равна отношению 4:3.
У новых широкоформатных форматов (HDTV, анаморфных DVD, широкоэкранных DV и др.) пропорция отображения равна отношению 16:9. Кадры DV кодируются с таким же размером (720х576), но с другой пропорцией пиксела (Pixel Aspect Ratio), равной (59:54 / 4:3) х 16:9 = 118:81 = 1,45679 (и в случае с 16:9 мы наблюдаем отличие).
Для наглядности – см. таблицу:

система источник/
назначение
формат пропорции пиксела размер кадра
625-PAL
DV 4:3 59:54 720×576
16:9 118:81 720×576
графика 4:3 1:1 (квадрат) 768×576
16:9 1:1 (квадрат) 1024×576

Пропорции (Aspect ratio) определяются как отношение ширины к высоте (W : H).

Размер кадра определяется как “ширина на высоту” (W x H).

Цифровые форматы HDV/HD проектировались уже по другому – разработчики учли и устранили несоответствия, приводящие к неразберихе.

Стандарт SMPTE RP 187-1995 ввел два очень полезных термина для промышленности:

Production aperture – полный размер кадра с пропорцией 16:9 (разрешающая способность изображения).

Clean aperture – прямоугольник чуть меньшего размера с пропорцией 16:9 – то, что выводится на экран устройства отображения.

Система видео формат Production aperture Clean aperture
720p 50-60M 16:9 1280×720 1248×702
1080i 50-60M 16:9 1920×1080 1888×1062

Чтобы окончательно поставить точки над i
вооружаемся калькулятором, и проверяем пропорции апертур для форматов HDV.

Значения берем из таблицы.
16:9 = 1280:720 = 1248:702 = 1920:1080 = 1888:1062 = 1,77777

Проверим DV:
согласно ITU-R BT.601 пропорция пиксела для формата отображения 16:9 равна 118:81. Вычисляем производственную апертуру:
720х(118/81) = 1048. Отсюда – Production aperture составляет 1048х576.
Проверяем пропорцию кадра: 1048:576 = 1,81944. Результат превышает 16:9 = 1.77777 (в DV кадр шире, соответственно и пропорция больше!).

Вывод второй: у формата DV пропорция кадра превышает значения 16:9 и 4:3.

Вывод третий: у форматов HDV/HD пропорция кадра идеально соответствует значению 16:9.

Итог: в более широкий кадр мы вписываем более узкий кадр. Чем заполнить недостающее?

Черными вертикальными полосами по бокам кадра, которые все равно никто и никогда на телевизоре со стандартным разрешением не увидит.

Ссылки по теме:
Путеводитель по разрешениям и преобразованию пропорций (Aspect Ratio) в цифровом видео
Квадратные и прямоугольные пикселы
Путеводитель программиста по видеосистемам
Соотношение сторон (Aspect Ratio) и размер кадра

Над материалом работал GS1966

Pages: 1 2


Данный материал размещен:

- всего у редактора 28 материалов на ProVegas.ru.

задать вопросы по материалу