Перед выравниванием яркости или коррекцией цвета видео с использованием фильтров в программе Vegas, Вам нужно откалибровать телевизионный монитор или телевизор, используемый для предварительного просмотра получаемого результата. Идеальный вариант - использовать ГЦП (генератор цветных полос) и другое сложное оборудование, недоступное для подавляющего большинства видеолюбителей.
Друзья, не пугайтесь большого обьема написанного материала. На самом деле настройка ТВ или монитора займет всего пару минут. А все написанное ниже - это теоретические сведения, которые наверняка Вам понадобятся в дальнейшем, при обработке видео.
“Лучше один раз увидеть…” - золотое правило. Самостоятельно настроив ТВ, Вы наверняка заметите массу несоответствий между тем, как Вы привыкли делать, и как делать правильно. У Вас появились вопросы? Спрашивайте. Без ответов Ваши вопросы не останутся.
Цель данного руководства - помочь Вам простыми и доступными методами правильно отрегулировать уровень черного и уровень белого на Вашем телевизоре, проверить резкость (Sharpness) и отрегулировать насыщенность (Saturation) цвета.
Для установки уровня белого и уровня черного можно использовать доступные в Vegas испытательные сигналы ТИТ (телевизионных испытательных таблиц) SMPTE Bars (PAL) (SMPTE - Society of Motion Picture and Television Engineers) и White Porches. Для проверки фокусировки можно использовать знакомую многим видеолюбителям тестовую таблицу EIA-1956. Более предпочтительный вариант (на мой взгляд) – использовать для проверки и настройки качества изображения УЭИТ - универсальную электрическую испытательную таблицу.
Несколько слов о настройках телевизора
Всякий владелец настраивает телевизионный приемник по собственному вкусу. Мало того, многие не имеют понятия, как влияет на изображение та или иная регулировка. Например, мало кому известно (да и нужно ли это знать рядовому потребителю?), что при изменении яркости видеосигнал, подаваемый на кинескоп, смещается в более светлые или более темные участки без изменения его размаха (амплитуды), а при изменении контрастности изменяется размах сигнала (соотношение между максимальным и минимальным значениями). Нужно ли Вам знать, что завышенное значение контрастности приводит к искажению картинки?
Как это выглядит “изнутри”, Вы поймете, когда начнете использовать встроенные в Vegas измерители видеосигнала - окно Video Scopes (меню View).
Многие не задумываются, как на изображение влияет внешнее освещение. Пытаясь скомпенсировать его, мы повышаем контрастность, даже не предполагая, что от этого картинка ухудшается. Между тем, мало кто из производителей извещает потребителя о том, что наилучшую отдачу от аппарата можно получить только тогда, когда приняты все меры, к снижению нежелательного влияния яркого внешнего освещения. Установлено, что для комфортного просмотра лучше всего сохранить подсветку, по спектру близкую к солнечному свету, яркость которой не превышает 10-15 % яркости картинки телевизионного экрана. А при использовании телевизора в качестве монитора предварительного просмотра, для достижения приемлемого результата, можно порекомендовать делать монтаж в затененной комнате, с приглушенным светом.
Телевизор, используемый в качестве внешнего монитора, следует устанавливать так, чтобы на экран не воздействовала прямая внешняя засветка, солнечный свет или свет от других источников, иначе это приведет к снижению контрастности изображения, насыщенности цвета и искажению цветопередачи.
При большой внешней освещенности возникает необходимость увеличения яркости и контрастности, что может вызвать дрожание растра (изображения) на экране, и, как следствие, ухудшение качества изображения. Возрастает вероятность того, что Вы не сможете получить картинку с правильной цветопередачей. Кроме того, эксплуатация телевизора в режимах повышенной яркости и контрастности сокращает срок службы телевизора (ускоряет изнашивание катодов кинескопа).
Дополнительная, но в нашем случае бесполезная информация: для комфортного просмотра телевизионных передач источник дополнительного освещения должен располагаться позади зрителя, или сбоку от него. Для средней жилой комнаты площадью до 20 м достаточно светильника мощностью 40 Вт.
Правильно настроить телевизор без настроечных таблиц практически невозможно. Даже подав сигнал испытательной таблицы, многие будут действовать интуитивно, не понимая и не представляя, как на изображении обнаружить искажения, вносимые телевизором в картинку, и как их можно устранить внешними регуляторами.
Для чего нужна цветокоррекция?
Каждый знает, что фотографии или клипы, снятые на открытом воздухе, отличаются по цветовой гамме от материала, полученного при съемке внутри помещения при искусственном освещении. Некоторые цвета выглядят более теплыми или холодными – все это Вы замечали. Чего Вы возможно не знали – это того, что для достижения достаточной яркости изображения, телевизионные приемники имеют цветовую температуру белого 9300K (Кельвин) или более, в то время как стандартное значение для вещания составляет только 6500K.
Компьютерный монитор имеет иное значения цветовой температуры. Это еще одна серьезная причина (помимо большей разрешающей способности и значительно большего количества отображаемых цветов), чтобы не корректировать цвета видео и уровни яркости, ориентируясь по картинке на экране компьютерного монитора. Этим Вы дополнительно исказите цвета существующего видео.
Первое, что Вы всегда должны помнить – количество цветов, отображаемых на экране телевизора, значительно отличается от количества цветов, отображаемых на экране компьютера.
Второе – в мире для телевизионного вещания наибольшее распространение получили два основных стандарта. В США принят стандарт NTSC, в странах Европы – преобладает стандарт PAL. Яркость свечения люминофора, нанесенного на экран ЭЛТ (кинескопа) соответствует требованиям стандарта STMPTE-C для NTSC, для стандарта PAL соответствует требованиям европейского стандарта - EBU (Европейский вещательный союз). Отечественно-французская система SECAM не рассматривается, потому что все видеокамеры пишут либо PAL, либо NTSC.
Третье – имейте в виду, что с течением времени, из-за снижения эмиссии катодов ЭЛТ картинка, отображаемая на экране кинескопного телевизора или компьютерного монитора темнеет. Эти изменения очень постепенны, и как правило становятся заметны через несколько лет эксплуатации. Если Вы не сможете настроить старый телевизор в соответствии с нижеприведенными рекомендациями, обратитесь в сервисную мастерскую, или задумайтесь о приобретении нового телевизора.
По окончания настройки картинка должна быть достаточно яркой, контрастной, насыщенной и четкой, с правильным балансом белого.
Говоря иначе, основная цель проводимых настроек – добиться того, чтобы белый цвет на экране телевизора выглядел белым, а черный – черным. Если Ваши аппаратные средства визуального отображения информации (для большинства - это телевизор) не настроены должным образом, любые попытки сделать точную корректировку цвета Вашего видео будут невозможны.
Вот поэтому вопрос калибровки средства отображения визуальной информации очень важен.
Если Вам не интересен конечный результат – дальше можете не читать.
Оптимальное использование окна предварительного просмотра (Preview)
Традиционно окно предварительного просмотра (Preview) располагается в правом нижнем углу рабочего окна программы. Наведите курсор на тонкую вертикальную серую полоску слева от окна Preview, и удерживая нажатой левую кнопку мыши тащите окно в другое, удобное для Вас место. Если у Вас имеется два монитора, окно предварительного просмотра можно установить на втором, добавочном компьютерном мониторе. Использование внешнего монитора поможет увидеть в режиме *реального времени действие всех примененных эффектов.
*Качество предварительного просмотра видео в режиме реального времени на внешнем мониторе зависит от мощности процессора, от количества дорожек в проекте, типа и продолжительности переходов, примененных эффектов и других более сложных особенностей. При просмотре на экране внешнего монитора (или телевизора) возможно прерывистое, подтормаживающее воспроизведение, что исправляется ухудшением качества воспроизведения предварительного просмотра. Не забывайте, что это никак не воздействует на качество просчитываемого итогового видео.
Идеальный вариант – использование профессионального телевизионного монитора, но в виду малого бюджета для этих целей можно использовать любой телевизор, понимающий видео стандарта PAL.
Для получения информации о возможных способах подключения внешнего монитора обратитесь к соответствующим разделам Справки Vegas.
С чего начать?
1. Начать следут с подключения своего ТВ к компьютеру
через конвертер цифра/аналог (например Canopus ADVC-110, Canopus ADVC-300, DAC-200, видеокамеру со сквозным каналом или иное доступное оборудование).
2. Оценку качества цветного изображения следует начать после выдержки телевизора во включенном состоянии не менее 10 – 15 минут, чтобы он прогрелся и установился в нормальный рабочий режим. Во время прогрева подайте на телевизор сигнал SMPTE Bars (PAL), сигнал с изображением УЭИТ, монохромный сигнал White Porches или Pluge and Porches (закладка Media Generators), или любое видео. Никогда при прогреве не используйте шаблоны Solid Color !
3. В рабочем помещении установите обычный уровень естественного освещения, при котором Вы монтируете видео. Не стоит настраивать телевизор солнечным днем при открытых шторах.
4. Все настройки производятся при установке регулятора насыщенности (Saturation) в минимальное значение. Регулировка насыщенности – это самый последний этап проводимой настройки, далее по тексту будет подсказано, когда это потребуется.
Помните:
- отдельные регулировки влияют друг на друга. Например, при регулировке яркости, мы невольно изменяем контрастность, поэтому, закончив настройку одного параметра, нам придется иногда возвращаться к другим настройкам, и так несколько раз, пока изображение не приблизится к идеалу.
- по окончании настройки не изменяйте положение регуляторов. В противном случае повторите настройку заново.
- каждый раз при изменении внешней освещенности в рабочем помещении проводите процедуру настройки заново.
Вводную теретическую часть Вы осилили, теперь можно смело приступить к практической реализации.