Монтаж слайдшоу иногда сопровождается неприятными явлениями типа подвисаний, исчезновению фото с ТЛ (монтажного стола), ошибкам “Low memory error” и прочими “чудесами”. Что делать, как бороться ?
Можно сделать апгрейд железу, перейти на 64-битную ОСь и установить 4-8 и более Гб RAM;
можно проклиная судьбу смонтировать проект небольшими частями;
а еще можно подготовить фото заранее и комфортно смонтировать слайдшоу из нескольких сотен фотографий даже на относительно слабых машинах например с 1-2 Гб памяти.
Что в данном случае съедает RAM, приводя Vegas к подвисаниям и подтормаживанию ? Как это ни странно, но это нерациональное использование RAM, а именно загрузка абсолютно ненужными процессами.
Большинство из нас делают слайдшоу для стандартного разрешения (SD) в проекте 4:3 или 16:9, где разрешение кадра в переводе на квадратные, компьютерные точки соответственно составляет 787х576 или 1049х576 точек. Рассмотрим процесс подробней, и чтобы не распыляться немного ограничим рамки нашей задачи. Допустим:
– нам нужно сделать SD проект 4:3, в котором нужно задействовать много фотографий;
– все фотографии сняты одним фотоаппаратом.
Почему “все фото сняты одним фотоаппаратом”? Потому, что в фото, в отличие от видео, отсутствуют жесткие стандарты разрешения и пропорций.
Всё с точностью “два лаптя по карте” (разрешение зависит от конкретной модели, точнее – от размеров матрицы фотоаппарата):
Разрешение Пропорция Кол. точек 2189х1642 1.3331 3.594.338 2288х1712 1.3364 3.917.056 2480х1772 1.3995 4.394.560 3039х2014 1.5089 6.120.546 3072х2304 1.3333 7.077.888 3872х2592 1.4938 10.036.224 4032х2688 1.5 10.838.016 4288х2848 1.506 12.212.224 5616х3744 1.5 21.026.304 7512х4992 1.504 37.499.904
На самом деле возможных вариантов конечно же больше, но и приведенных в таблице значений достаточно, чтобы сделать вывод:
пропорции сторон различны, и кадры расширяются с ростом разрешения (от пропорции 1.3333 (4:3) до 1.5 (3:2), естественно, значения приблизительны)
PS. Если в проекте нужно использовать фотографии из нескольких источников, то для каждого источника процедуру придется повторить отдельно.
Типовые действия – создается проект PAL DV (720х576), на таймлайн затаскивается несколько десятков фотографий … Предположим разрешением 3072х2304 точек.
Разрешение стандартного кадра 4:3 в пересчете на квадратные (компьютерные пикселы) составляет 787х576 = 453.312 (0.45 млн. точек). Открывая на ТЛ фотографии 3072х2304 = 7.077.888 (7 млн. точек) мы заставляем Вегас делать абсолютно бессмысленную, дурную работу – постоянно пересчитывать в каждом кадре 7 млн точек в 0.45 млн.
Зачем нужен такой большой запас разрешения (огромный объем ненужной и совершенно избыточной информации)? Даже при обычном разрешении 720х576 легко и без видимых последствий можно сделать Pan/Crop на 10-30 %.
Неужели существует необходимость к каждой фотографии применять зум на 500 и более % ? Конечно же нет.
Используя все фото в оригинальном разрешении, мы впустую расходуем RAM (одна фотография 3072х2304 по количеству точек эквивалентна 16.5 кадрам стандартного разрешения, исходник 4288х2848 и того больше – 27 кадрам)
Если не планируется экстра-супербольших “наездов”, для комфортного монтажа зачастую достаточно уменьшить разрешение большинства фотографии до разрешения SD, а если подстраховаться и оставить “задел” – то до разрешения HDV или HD.
Разрешение исходных фотографий заранее можно уменьшить в графическом редакторе (например Adobe Photoshop или другой аналогичной программе), но можно обойтись и штатными возможностями Vegas, в чем есть определенные преимущества:
– можно заранее и более точно подправить кадрирование (например избавиться от лишнего объекта в кадре, выровнять горизонт и т.д);
– приблизить изображение на фотографии к видеокадру – подкорректировать уровни и/или выполнить цветокоррекцию);
– заранее заблюрить “фликкеропасные” участки.
Начинать нужно с основного – с установок проекта.
Если Вы еще не знаете, насколько активно будет использоваться панорамирование, можно выбрать штатный шаблон HDV 720-25p (1280×720; 25,000 fps), и внести изменения в соответствии со скриншотом (все картинки кликабельны):
На всякий случай можно сохранить эти настройки, для чего нужно ввести свое название в поле “Template” и нажать на значок дискетки. После сохранения этот шаблон будет присутствовать в списке шаблонов.
Любители “наездов” могут подстраховаться и переделать один из HDV шаблонов, например HDV 1080-50i (1440×1080; 25,000 fps). Установки полностью идентичны:
Field order: None (progressive scan)
Pixel aspect ratio: 1,0000 (Square)
изменяем значение Widh с 1440 на 1476
и т.д.
Применяем изменения: Apply -> OK
В Меню Options активируем режим Quantize to frames (или Alt+F8). Смысловой перевод – “с точностью до кадра“, при работе с видео я никогда не отключаю этот режим.
В Меню Options -> Preferences устанавливаем длительность отображения фотографий на таймлайн в один кадр:
Значение 0.02 сек – пограничное, при котором на ТЛ откроется целый кадр. При значениях 0.019 и менее фото на ТЛ в проектах 50i-25p открываться не будут.
Для контроля переключаем линейку (Rule) в режим Absolute Frames – наводим курсор на линейку (помечено красной змейкой) и щелкаем правой кнопкой мышки (кликабельно):
Затаскиваем на ТЛ первую из фотографий. Увидев в окне предварительного просмотра горизонтальные или вертикальные черные полосы – не пугайтесь, из за несоответствия пропорций они будут присутствовать в любом случае. Я избавляюсь от полос следующим образом:
на значке фрагмента нажимаю кнопку Pan/Crop, ПКМ (щелчок правой кнопкой мышки) в окне превью панкропа, затем из контексного меню нужно выбрать пункт Match Outrut Aspect (Соответствовать выходным пропорциям):
Кадр слегка подрезан, но черные полосы нас больше не побеспокоят:
Варианты “растянуть до заполнения” или изменения пропорций пиксела не рассматриваются принципиально:
имхо видео, в отличие от “видимо” или мехОв гармошки растяжению/сжатию не подлежит.
Сохраняем проект под удобным названием (например аАа)
Затаскиваем на таймлайн n-ное количество фотографий. Я добавляю порциями, по 10-15 шт, и сразу же, по ходу вношу изменения (уровни, цветокоррекция и т.д.). Но начинаю всегда с копирования свойств первой фотографии (к ней ничего, кроме панкропа не применяется!), и вставки этих свойств (пока это только настройки панкропа) в остальные.
Для этого нужно:
– Выделить нашу первую фотографию, и скопировать ее – Ctrl+C
– ПКМ на второй фотке, в контексном меню пункт “Select Events to End” (выбрать все фрагменты с текущего и до последнего) – все фото на дорожке должны подсветиться, затем еще раз ПКМ – “Paste Event Attributes” (вставить атрибуты фрагмента):
В итоге настройки панкропа первой фотографии применяются ко всем фотографиям на дорожке.
В фотографиях со второй до последней подправляю кадрирование, цвета, уровни, по завершении – отмечаю завершенный участок: после последней фотки ставлю маркер (кнопка М), и сохраняю проект.
Добавляю на монтажный стол (таймлайн) следующую порцию фотографий (10-15 шт), вставляю в них аттрибуты первой фотографии, затем переношу маркер. И так, поэтапно, до конца (до последней нужной фотографии).
Первая фотография обрабатывается в самую последнюю очередь.
По завершении можно приступить к просчету (File -> Render As…)
В поле “Тип файла” выбираем пункт Image Sequence (последовательность картинок), в поле Template – нужный шаблон, нажимаем “Сохранить”:
Так как исходно мы выбрали длительность одной фотографии равную одному кадру, то на выходе получим тоже по одному кадру. По завершении просчета в папке, выбранной для сохранения, мы обнаружим наши подготовленные к монтажу фотографии разрешением 984х720. Нумерация начинается с нуля, и в названии присутствует название нашего проекта:
аАа_000000.png, аАа_000001.png, аАа_000002.png …
Перезапускаем Вегас, создаем новый проект, выбираем типовой шаблон (PAL DV (720×576; 25,000 fps) или PAL Standard / IMX (720×576; 25,000 fps) – зависит от ваших видео-исходников),
В Меню Options -> Preferences устанавливаем нужную длительность отображения фотографий на таймлайн, например дефолтные 5 секунд, монтируем слайдшоу
Данный алгоритм применим не только в Sony Vegas Pro, но и в Movie Studio 11
НаписАно очень много, но на самом деле все выполняется достаточно быстро, и время, затраченное на конвертирование, с лихвой окупается при монтаже и финальном просчете
PS. При монтаже забывайте применять к фотографиям подавление фликкера: Reduce interlace flicker
Желаю комфортного монтажа!